В день памяти великомученика Георгия Победоносца епископ Феоктист возглавил торжества в Георгиевском храме

свящ. Сергий Савенков
Фото

6 мая 2022 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Георгиевском храме города Переславля.

За благотворительную помощь в развитии и содержании храма великомученика Георгия Победоносца и Мемориала Памяти и славы в парке «Патриот» Илья Юрьевич Шпуров, представитель собственника ОАО «Компания Славич», был удостоен медали преподобного Даниила Переславского III степени.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Христос воскресе!

Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с днём памяти святого великомученика Георгия Победоносца!

О самом святом Георгии говорить довольно непросто. Дело в том, что его популярность среди христиан привела к возникновению громадного количества самых разных версий житийных текстов, к которым прибавились ещё и апокрифические сказания. Существует несколько существенно отличающихся друг от друга традиций жития святого Георгия: в первую очередь, конечно, это византийская традиция, но существуют и другие — латинская и славяно-русская. Впрочем, нам ничто не мешает ориентироваться лишь на какую-то одну из этих традиций, так, как это в своё время сделал святитель Димитрий Ростовский, в основу его жития святого Георгия положен сборник «Acta Sanctorum», составление и публикация которого началась в середине 17-го века бельгийскими иезуитами. Но можно избрать и какой-то иной источник, к примеру, византийский. Источники будут разниться в деталях, описывающих как обстоятельства жизни, так и мучения святого Георгия, но общий смысл, конечно же, будет сохранен. Кажется вполне естественным и очевидным то, что для нас важен как раз общий смысл и сам факт давнего и повсеместного почитания святого великомученика, тогда как детали имеют второстепенное значение.

Церковь своими литургическими чтения сегодняшнего дня подчёркивает, что мученичество святого Георгия является естественным и логическим продолжением апостольских страданий за Христа. В частности, за Литургией мы слышали отрывок 12-й главы книги Деяний святых апостолов, в котором шла речь об убийстве апостола Иакова Зеведеева и о взятии под стражу апостола Петра с его чудесным дальнейшим избавлением от темничных уз. Любопытно, что в одном относительно кратком отрывке книги Деяний речь идёт сразу о двух апостолах, которые пострадали за исповедание Христа Воскресшего, причём пострадали они по-разному: один был убит, и об этом сказано очень кратко, другой был близок к смерти, но Бог его от неё избавил, хотя, как мы знаем из дальнейшей истории, в конечном итоге апостол Пётр также прославил Христа мученической кончиной.

Повествования книги Деяний и примыкающих к ней источников о мученичествах первых христиан поражают своим оптимизмом, в них нет никакого смакования трагедии и несправедливости, нет ужаса смерти и переживания страданий, напротив, они исполнены благоговейного торжества, эти описания говорят нам не о смерти, а о Жизни с большой буквы, той самой Жизни, которая истребила смерть, а потому и описания мученичества — это не трагические описания умирания, это рассказы о рождении в вечность, именно мученичество первых христиан стало для ранней Церкви мощнейшим миссионерским фактором, ведь эти люди своей смертью доказывали истинность Воскресения Христова.

С течением времени христианство, к сожалению, стало пониматься иначе. Сегодня мы молимся великомученику Георгию о чём угодно, но не о том главном, в чём он нам может и, главное, хочет помочь, мы каким-то удивительным образом совершенно забыли, что основное в его многочисленных житиях — это вовсе не посмертные чудеса и помощь в житейских делах, основное — это его исповедание Христа Воскресшего. Именно о том, чтобы иметь хотя бы толику его веры, нам стоит его просить. Просить, чтобы на всякое время и на всяком месте у нас было мужество и твёрдость в исповедании Христа, просить, чтобы его молитвами Господь укрепил нас в следовании евангельскому гласу Спасителя, чтобы для нас, как и для него, абсолютным и непререкаемым приоритетом было не земное, а небесное.

Похожие публикации