Рождественское послание епископа Переславского и Угличского Феоктиста

Рождественское послание Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского, освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Переславской епархии Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. (Откр. 5, 13)

Сегодня — в день празднования Христова Рождества — мы с вами собрались в храмах с тем, чтобы совместной молитвой прославить Воплощённого Бога, Того, Кого много столетий ждал народ Израиля, но в Котором абсолютное большинство потомков праотца Иакова не смогли увидеть чаемого их предками Мессию. Все мы прекрасно помним евангельскую историю Рождества Христова, помним мы и то, как постепенно нарастало непонимание и неприятие Христа Спасителя его родным народом, особенно же теми, кого можно назвать религиозной знатью того времени: фарисеями, саддукеями, книжниками, старцами и первосвященниками. Евангелие даёт нам ответ на вопрос о корне этого неприятия: израильтяне ждали грозного, могущественного и властного государственного деятеля, они надеялись, что Воплощённый Бог станет царём Израиля и сможет поразить врагов этого народа, а вместо ожидаемого царя пришёл Кроткий Проповедник, Который не стремился к земной власти, у Которого не было вооружённой охраны, Который не обладал каким-либо значимым имуществом, Который не всегда мог найти Себе подходящее место для ночного отдыха.

Оказалось, что Бог вовсе не таков, Каким Его представляли современники Христа, а потому израильтяне предпочли продолжить жить своими иллюзиями. Бог позволил им это сделать. Он позволяет и сегодня любому, кто этого хочет, жить в мире собственных грёз и фантазий.

Но была и ещё одна причина, по которой Воплощённый Бог оказался не принят Его современниками. Если ошибка в представлении о том, Каким должен быть Христос, — это частная ошибка израильтян, живших две тысячи лет назад, то вторая причина имеет отношение к абсолютно любому обществу, и не зависит от времени его существования. Более того, эту причину неприятия Бога носит в себе каждый человек. Правда, для её описания довольно сложно подобрать корректное слово, которое бы её полностью определило. Для понимания того, о чём идёт речь, лучше всего обратить внимание на самих себя — на тех, кто сегодня собрался в храмах. Если мы спросим себя о том, что каждого из нас занимает сейчас, в эту конкретную минуту, то каким будет честный ответ на этот вопрос? О чём мы с вами сейчас — во время празднования Рождества Христова — думаем? Что нас интересует? И что волнует? А если конкретизировать вопрос, то он прозвучит так: «Думаем ли мы сейчас о Христе Родившемся и о Его Евангелии? Или же погружены в собственную усталость, проблемы и в обычную праздничную суету?»

В то время, когда Спаситель мира родился на задворках иудейского городка Вифлеема, люди жили иначе, чем живём мы, но и они были погружены в простые житейские заботы. Во время земной проповеди Христа люди продолжали находиться в пучине своих проблем и попечений. Невозможность хотя бы на краткий миг отложить всё и сосредоточить внимание на Христовом Слове — вот та вторая причина, по которой Христос остаётся непринятым и непонятным спустя два тысячелетия после Его Рождества.

Бог Себя никому не навязывает и не ограничивает человеческую свободу. Бог во всём противоположен исконному врагу человеческого рода, а потому Господь никогда не действует так, как действует враг: Бог не пытается привлечь к Себе хитростью и силой, Его голос тих, Его слова почти не различимы на фоне общего многоголосия мира, в котором мы живём. Но если удастся отложить всё то наносное и временное, что нас окружает, если получится сосредоточить молитвенное внимание на евангельских словах Воплощённого Бога, то мы услышим в своём сердце ни с чем не сравнимый сладостный глас Духа Святого, вопиющего: «Авва, Отче!» (ср. Гал. 4, 6), — этот глас изменит нашу жизнь так, как изменил жизнь Христовых апостолов, соделает нас наследниками обетованного Христова Царства!

С Праздником! Христос раждается, славите!

Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Рождество Христово, 7 января 2022 года, г. Переславль-Залесский

Похожие публикации