Епископ Феоктист принял участие в Рождественских парламентских чтениях в Ижевске

17 декабря 2021 года в Госсовете Удмуртии состоялись III Рождественские парламентские чтения.

В конференции приняли участие священнослужители, депутаты парламента, руководители и педагоги образовательных организаций.

Выступая на чтениях, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин отметил, что на протяжении многих лет тематика Рождественских чтений связана со знаковыми для России датами. В прошлом году, они прошли под знаком 800-летия благоверного князя Александра Невского, а в 2021-м посвящены 350-летию со дня рождения Петра I.

В чтениях принял участие епископ Переславский и Угличский Феоктист. Владыка выступил с докладом «Отдаленные последствия церковной реформы Петра Великого».

— Ни для кого не секрет, что эпохе Петра Великого и проведённым им реформам посвящено поистине гигантское количество самых разных исторических научных работ. Конечно, на эту тему размышляли и размышляют не только профессиональные историки, не остаются в стороне и литераторы, да и вообще у каждого человека есть свой взгляд на Петра Великого и его время. Русская Православная Церковь не выражала однозначной и односложной позиции относительно личности Петра и значения того, что было им сделано. Здесь Церковь предоставляет свободу своим чадам, каждый волен интерпретировать события конца XVII и начала XVIII веков так, как ему того хочется.

Когда человек подходит к осмыслению исторических процессов, то он не может не руководствоваться определённой историософской концепцией. Зачастую эта концепция бывает не определена в том смысле, что она не выражена в чётких терминах, но она не может не присутствовать при размышлении об исторических процессах.

Всё, что я скажу относительно церковной реформы Петра Первого, — это моё личное видение истории, которое продиктовано той историософской концепцией, которой я придерживаюсь. Эта концепция не нова, она проистекает из событий Ветхого Завета. Поэтому прежде, чем перейти к разговору о Петре Великом, я хочу сделать краткий экскурс в историю Древнего Израиля.

Своего расцвета Израиль достиг при царе Давиде и его сыне Соломоне. В то время Израиль представлял собой союз двенадцати племён, общим предком которых был праотец Иаков. У Иакова было ещё одно имя — Израиль, собственно, по этой причине мы и знаем это слово как название государства. Сын Давида Соломон был очень сильным и талантливым государственным деятелем, но во второй половине жизни с ним произошли не самые лучшие изменения: он увяз в многоженстве, причём в жены и наложницы он брал девушек из других народов, соответственно, они нуждались в том, чтобы в Иерусалиме строились храмы в честь их богов. Да и вообще постоянно расширяющийся царский дом требовал для своего содержания огромных средства. Ну а средства приходилось брать в виде налогов с подданных Соломона. Простому народу было непросто, но он терпел. После смерти Соломона власть перешла к его сыну Ровоаму. С этим царствованием народ Израиля связывал надежду на облегчение налогового бремени, но Ровоам не был чутким и дальновидным политиком, он, напротив, стремился к ещё большему увеличению сборов. Итогом стал распад единого государства: десять из двенадцати племён отделились, так появилось два независимых царства — Израильское, состоящее из десяти племён, и Иудея с центром в Иерусалиме. За политическим разделением началось и религиозное. Здесь стоит сказать, что в иудаизме может быть только один храм, и он находился в Иерусалиме. Получалось, что имея политическую независимость, Израиль был связан с Иудеей религиозно. Постепенно сформировалась идея о строительстве ещё одного храма, в Израиле. Этот храм был прямым нарушением требований Ветхого Завета, но он появился. Ещё через какое-то время в Израиле началась болезненная и ощутимая нравственная деградация, которая, в первую очередь, проявляла себя как уклонение в язычество. Через 200 лет после начала своего существования народ Израиля был уведён в плен Ассирией. Случилось это в 721 году до Рождества Христова. Южное царство — Иудея — тоже оказалось в плену, но ощутимо позже — в 586 году до Рождества Христова. Дальше начинается самое любопытное: оба плена закончились, но на свою родину вернулись только те племена, которые составляли Иудею. Северные десять племен ассимилировались, и их судьба по сей день является одной из исторических загадок. В итоге мы имеем очень любопытную и поучительную картину: люди, которые сделали так, как им подсказывала логика и обычная человеческая справедливость, в итоге утратили свою национальную идентичность, они перестали существовать как народ. С точки зрения Священного Писания эта трагедия — прямое следствие отхода от Иерусалимского храма. Это удивительно и непостижимо: справедливый бунт против царя-самодура привел к гибели народа.

Справедливые с человеческой точки зрения действия оказались неправильными в исторической перспективе. Причина проста: правда человеческая не тождественна правде Божией.

Теперь перейдем непосредственно к теме нашей встречи.

Все мы с вами прекрасно знаем, что личность первого императора Всероссийского была невероятно широкой и очень неоднозначной. Все мы знаем о тех реформах, которые он провёл во время своего царствования. Его деятельность в прямом смысле перевернула весь строй той российской жизни. Даже простое и неполное перечисление проведённых им преобразований потрясает: реформа государственного управления, областная реформа, военная, церковная, денежная, реформа образования, календарная реформа, преобразования в сфере культуры и так далее. Пожалуй, нет той сферы жизни, которой не коснулся бы гений Петра Великого. Я не оговорился с употреблением слова «гений». Он, действительно, был гением, но это вовсе не означает, что всё, сделанное им, заслуживает однозначного одобрения и принятия. Ведь как и любой другой человек, Пётр сформировался под воздействием определённых условий, которые определили его внутренний мир, а это, как следствие, сказалось и на направлении и методах его деятельности.

Историки отмечают, что поворотным пунктом в становлении будущего императора стал Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти сестры Петра по отцу Софьи Алексеевны. Пётр вынужден был уехать из Москвы, но до того его отношение к высшим чинам государства и Церкви были искажены событиями бунта. Далее Пётр был предоставлен, по сути дела, самому себе. Он не получил должного воспитания, кругом его общения стали, мягко говоря, не самые лучшие представители иностранных государств. Всё это в совокупности очень сильно повлияло на личность Петра. Можно сказать, что вся его последующая деятельность обусловлена его природным гением и двумя этими факторами.

Ещё ребёнком Пётр стал свидетелем низости, трусости и слабости высших церковных иерархов. Это никоим образом не отразилось на отношении Петра к вере, но повлияло на отношение к духовенству в целом и к Церкви как к институту.

Проведённая им церковная реформа самым важным своим пунктом имела упразднение патриаршества и превращение Церкви в одно из государственных ведомств, напрямую подчинённых самодержцу. Конечно, для проведения такой реформы были не только субъективные основания, связанные с особенностями становления Петра Великого, реформы имели и объективные причины: Церковь в начале царствования Петра представляла собой некое государство в государстве, она обладала немалой собственностью, и, что особенно важно, люди, которые относились к ведению Церкви — священно- и церковнослужители, а также монашествующие — находились вне законов государства, то есть светские суды не имели над ними никакой власти, да и вообще, можно сказать, что эти люди никак не подчинялись государству, они были в полном и безраздельном ведении Церкви.

Немалый вклад в сущность церковной реформы Петра Первого внесла и его деятельность по укреплению русской армии. Мы все понимаем, что военные преобразования и вообще укрепление обороноспособности государства — это не только необходимые, но и весьма затратные мероприятия. Но в те годы немалые финансовые ресурсы были сосредоточены в Церкви, и Церковь была категорически не готова принимать участие в петровских преобразованиях. Пётр отказался мириться с таким положением вещей, он был ярким приверженцем абсолютизации власти и сосредоточения её в одних руках, а раз власти, то и финансов.

Перечисление причин, которые побудили Петра Великого провести церковную реформу, а также этапы и пункты этой реформы можно продолжать описывать очень долго, но в этом, как кажется, нет особой необходимости, ведь нам интересно не это, а последствия реформы. Первым из таковых последствий стало то, что Церковь превратилась в одно из государственных ведомств, подчинённых только императору. Как и всякое государственное ведомство, Церковь получила строгую структуру, стандартизированный документооборот и ограниченный извне бюджет. Она утратила какую бы то ни было самостоятельность.

Безусловно, многие видят в этом благо, но есть и оборотная сторона: любая государственная структура распространяет свои полномочия и предписания на всех граждан. Именно вследствие церковной реформы Петра посещение храмов и исповедь стали обязательными, исповедь проводилась по спискам, а те, кто не попадал в эти списки, подвергались наказанию со стороны государства. Так было не только с исповедью.

Приведу несколько примеров, которые касаются возглавляемой мной епархии — Переславской. Сегодня наша епархия входит в состав Ярославской митрополии, а в первый период своего существования — с 1744 по 1788 годы — она была совершенно независимой и очень обширной, её каноническая территория занимала бо́льшую часть современной Московской области. Эти сведения почерпнуты мной из «Истории Переславской епархии» Николая Владимировича Малицкого, впервые опубликованной в 1911 году.

Так, «в 1746 году [первый после учреждения Переславской епархии] архиепископ Арсений (Могилянский), ссылаясь на указ Петра Великого от 16 июля 1722 года, распорядился «во все духовныя правления и куда надлежит послать указ, коим велеть от этих мест всем находящимся в ведомстве каждаго правления священникам объявить с подписками, чтобы они священники каждый в приходе своём состоящим всякаго звания людем объявили с подписками, дабы они в господские праздники и воскресные дни к вечерням, заутреням, а паче к литургиям всегда приходили в церкви Божии, всяк в свою приходскую церковь неотменно, и те подписки оные священники объявили бы в духовных правлениях, и при том, ежели кто из приходских людей окажет себя в означенные дни к вечерням, утреням, литургиям в приходскую свою церковь не приходящим, о таковых священник донести имеет».

Имелось в виду насильственными мерами воздействовать на мирян, дабы посещение храма сделать для них обязательным и, таким образом, постепенно приучить их к нему. Подписка и угрозы указа не остались только на бумаге. Когда епархиальному начальству делались известными случаи уклонения мирян от посещения церкви, оно подвергало виновных строгим взысканиям.

1 августа 1748 года священник Ямской слободы, Переславского уезда, донёс, что 11 ямщиков означенной слободы 31 июля, в воскресный̆ день, во весь день исправляли свои работы и не приходили к богослужению. Консистория распорядилась виновных сыскать «и по наказании нещадно батогами взять с них подписку в том, что, если они впредь в праздничные, воскресные, а также торжественные дни дерзнут исправлять какую работу и в этом изобличатся, то подлежательны будут жесточайшему наказанию и тяжкому штрафу».

В 1750 году епископ Серапион (Лятошевич) «во время одного из своих выездов усмотрел дьячка и пономаря села Усолья на работе в воскресные дни. По его приказанию они были сысканы и жестоко наказаны в консистории батогами».

Приведу ещё один частный пример исполнения петровских церковных указов.

Одним из результатов церковной реформы стало определение границ приходов и приписывание людей к тому или иному храму. В истории Переславской епархии есть рассказ об одном крестьянине, который не посещал приход, к которому он был приписан. По его делу было проведено следствие. Оказалось, что он храм посещал, но другой — ближайший к той деревне, в которой проживал. Ему так было удобнее. Но это не избавило его от наказания, помимо избиения плетьми, он был приговорен к тяжёлым работам в одном из монастырей сроком на четыре многодневных поста. Три из них он исполнял предписанное, а на четвертый его отпустили, видимо, по какой-то амнистии.

Подобных историй в то время было множество. Они были повсеместными. Церковь не могла ничего с этим поделать, ведь она всего лишь исполняла волю своего руководства, то есть государства. Неудивительно, что со временем отношение к Церкви и, как следствие, к вере стало основываться именно на этом. Церковь в глазах общества превратилась в институцию, которая не ведёт в Царство Божие, а лишь обслуживает интересы монархии, причем делает это с применением силы. Конец нам всем известен, и он закономерен: падение Российской империи повлекло за собой и преследование Церкви.

Вчерашние верующие вдруг начали убивать тех людей, которые их крестили, у которых они исповедовались, вместе с которыми молились. Причина проста: они никогда не видели в священниках духовных отцов, а видели людей, которые обслуживают интересы власти, тогда как к власти было очень много вопросов и претензий.

Но проблема, конечно, не только в этом. Она ещё и в том, что Церковь, превращенная в государственное ведомство, не способна быть нравственным ориентиром, она перестает оказывать очистительное и воспитательное воздействие на своих чад. И это самое страшное, ведь при таком положении дел нравственная деградация неизбежна, падение государства — тоже.

Весьма примечательно, что установленная Петром Великим система бытования Церкви просуществовала столько же, сколько и отколовшееся от Иерусалимского храма северное Израильское царство — 200 лет. В этой истории мы видим всё ту же картину: действия, которые были вызваны объективными, понятными и справедливыми причинами в конечном итоге привели вовсе не к тому, к чему хотели те, кто предпринял эти действия.

Очень хочется надеяться, что мы с вами не станем повторять ошибки прошлого, и сохраним свободу совести, а вместе с этим сохраним и нашу страну, сделаем её поистине сильной и великой.

С докладами на встрече также выступили доктор исторических наук, профессор Российской академии наук Алексей Загребин, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Пислегин, учитель истории и обществознания ижевской гимназии №56 Марина Орлова.

Похожие публикации