В день памяти пророка Илии епископ Феоктист совершил Литургию в Благовещенском храме в селе Благовещенье

свящ. Сергий Савенков
Фото

2 августа 2021 года, в день памяти пророка Илии, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Благовещенье Большеселького района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Андрей, дорогие братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с днём памяти пророка Илии.

В сегодняшнем евангельском отрывке мы услышали, как восторг и удивление, с которыми слушали слова Христа жители Назарета, мгновенно сменились яростью и гневом при упоминании Божией милости, оказанной благочестивым язычникам. Собственно, в этой перемене нет ничего удивительного. Мало какой народ вполне свободен от ощущения собственной национальной исключительности, а потому, стоит ему напомнить позорные страницы его истории, как непременно превратишься в злейшего врага.

Именно это и сделал Христос. Он напомнил людям о том, как за всеобщее отступление евреев от Единого Бога им в наказание Господь послал на землю страшную засуху и, как следствие, голод. Голодали все. Но пророк Илия был послан Богом не к одной из израильских вдов, а к финикиянке в Сарепту Сидонскую, то есть к язычнице, которая не имела никакого представления о Едином Истинном Боге. Бог по молитвам пророка Илии устроил так, что в её доме не заканчивались мука и масло во всё время засухи, но перед этим он сам попросил у неё пищи, и она отдала ему последнее — всё, что у неё было. Отдала, повинуясь исключительно обычному человеческому состраданию и милосердию.

В правоверном Израиле многие голодающие, поправ всякую нравственность, вместо обращения к покаянию продолжали поклоняться языческому богу Ваалу и, кроме этого, совершали самые страшные преступления, отвратительнее и ужаснее которых не может быть, например, каннибализм. А в языческой Сарепте эта вдова служила пророку Божию, который, конечно, не мог не научить её поклонению Единому Богу. Второе великое чудо состояло в том, что пророк воскресил умершего сына этой женщины. Этими чудесами Илия показал, что сила Божия превыше естественных законов, ибо и голод был преодолён, и смерть побеждена по его молитве. Пример вдовы показывает, что для принятия веры достаточно лишь открытого сердца, что вера не нуждается в подтверждении какими-либо сверхъестественными событиями и чудесами. Вера в большей степени зависит от нашего желания и произволения, чем от каких бы то ни было доказательств, ведь и вдова ещё до того, как Илия сотворил чудо воскрешения, приняла его в свой дом, отдала последнее, хотя у неё был сын, о котором она должна была заботиться.

Христос Спаситель приводит пример пророка Илии и вдовы из Сарепты Сидонской неслучайно: человек принимает истину не из-за её внешней убедительности, не из-за чудес, а потому, что сердце его расположено к её принятию. Мы не можем оправдать своё нерадение отсутствием в нашей жизни чудесных явлений, которые заставили бы нас стать ревностными христианами. Сегодняшний евангельский отрывок призывает нас стараться принять учение Спасителя, подобно тому, как приняла Илию пророка финикийская вдова. Если же мы станем искать особенных доказательств, может быть, не чудес, но, например, особенных наставников или условий для своего спасения, то уподобимся иудеям, которые отвергли пророка Илию, а Самого Господа изгнали.

Похожие публикации