С 27 по 30 мая 2021 года двадцать казаков сводной сотни Переславского городского казачьего общества, входящего в Ярославское отделение общества «Центральное казачье войско», и пятеро казачат, самому младшему из которых всего шесть лет, прошли крестным ходом по пути Серебряного полка.
Сто километров по просёлочным трактам и дорогам Кольчугинского, Александровского и Переславского районов взрослые мужчины и мальчишки преодолели за четыре дня. О цели крестного хода и его духовных смыслах мы поговорили с Дмитрием Трухачёвым, атаманом Переславского городского казачьего общества.
— Дмитрий Вячеславович, почему из Александрова и что это за Серебряный полк, маршрутом которого было решено пройти?
— 12 июня мы отпраздновали 800-летие со дня рождения Александра Невского. Переславль-Залесский — место его рождения, а Александровская слобода, Берендеево и близлежащие земли были охотничьими угодьями князя. Бытует легенда, что, скорбя о тяжёлой судьбе порабощённого русского народа и жалея беспризорных ребят, повелел князь своему боевому другу собирать мальчиков 9–12 лет в полк Александрова села, кормить и обучать их воинскому делу. Сформированный полк был одет в латы — военные трофеи великого князя Александра Невского, и за их металлический блеск получил в народе имя «Серебряный». Он входил в состав великокняжеской дружины. Кличем Серебряного полка Александровой слободы были слова: «За други своя».
— И кто же инициировал крестный ход по пути Серебряного полка?
— Столетия казаки стояли на защите границ России, воевали за неё, себя не щадя. И сегодня, несмотря на мирное время, мы должны быть готовы к любым обстоятельствам, поэтому поддерживаем должную физическую форму: летом устраиваем лагеря, отрабатываем навыки ориентирования, ходим в походы. У большинства из нас многодетные семьи, где подрастают сыновья, которых необходимо погружать в реальный социум, увлекая чем-то более значимым, чем виртуальный мир, в который они сегодня погружены. Винить в этом детей непродуктивно, им нужна альтернатива, вот мы и решили увлечь их этим крестным ходом по местам событий, связанных с полком юных воинов. Решились на это не сразу, готовились не один год. Например, я со своими сыновьями устраивал долгие прогулки по Переславлю, рассказывая о его достопримечательностях и славной истории. Мы устраивали мини-походы с привалами по городским валам, так что сообщение о крестном ходе мальчишки приняли на ура. Получив благословение епископа Переславского и Угличского Феоктиста и епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия, мы отправились в путь.
— А как к этому весьма серьёзному испытанию для чад отнеслись мамы?
— Провожали словно в армию, рыдали, наказывали их беречь и лелеять. Я взял с собой старших сыновей — девяти и шести лет и восьмилетнего крестника. Нужно сказать, что ребята проявили себя достойно и преодолели с нами практически весь путь. Только раз, во время проливного дождя, мы посадили младших в сопровождавший нас автомобиль.
— Откуда стартовал казачий крестный ход?
— Наш отряд оправился в путь после молебна перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» и благословения священника на предстоящие труды от Введенского храма в селе Флорищи Кольчугинского района Владимирской области. По казачьей традиции перед походом был собран круг. Казаки выбрали походного атамана Андрея Долгова и заключили договор, по которому во время крестного хода запрещались мобильные телефоны, курение, спиртные напитки, пустые разговоры. Маршрут прошёл через девять населённых пунктов, и в каждом, где были храмы, рядом с ними читались молитвы и лития. По пути следования непрестанно пелась Иисусова молитва. Эти строгие правила определяли чистоту и собранность участников крестного хода, духовно укрепляли в пути, заставляя забыть об усталости и сбитых ногах.
— И где финишировали?
— Завершился крестный ход в Переславле-Залесском, где нас встретил наш духовник отец Сергий Дмитриев. У Спасо-Преображенского собора, где некогда в княжеских палатах родился Александр Невский, был отслужен благодарственный молебен.