13 сентября 2020 года по инициативе Миссионерско-молодёжного отдела епархии в городском доме культуры «Ювента» состоялся диспут с членами переславской общины неоязычников «Дедов кон».
Во вступительном слове руководитель Отдела протоиерей Алексей Морозов подчеркнул важность взаимного уважения в процессе диспута. Затем участники диалога озвучили свои аргументы.
Первым свои тезисы представил глава общины «Дедов кон» Андрей Пересвет. Цитируя фрагменты из ряда русских христианских источников, собеседник указал, что не все восточные славяне добровольно приняли христианство в период Крещения Руси князем Владимиром. Также докладчик сделал акцент на том, что языческая традиция с тех пор не прерывалась.
Сотрудник санкт-петербургского миссионерского центра «Ставрос» Фёдор Бабенко подчеркнул, что Крещение Руси происходило мирно: во-первых, князь Владимир и его личная дружина не обладали достаточной силой для массового принуждения; во-вторых, сам характер славянского язычества наделял князя и старейшин столь большим авторитетом, что у рядовых язычников правильность их решений не вызывала сомнений; в-третьих, моральный облик христианства оказался ближе сердцам наших предков, — никто не желал проливать свою кровь за человеческие жертвы, ритуальный блуд и пьянство славянского язычества. Славяне-язычники выбрали христианство, и мы остаемся верны их выбору вот уже тысячу лет.
Третий доклад был сделан членом общины «Дедов кон» Алексеем Карловичем Марко, который опирался на то, что христиане насильственно обращали язычников.
Член Экспертного совета при Министерстве юстиции РФ по противодействию религиозному экстремизму священник Георгий Максимов отметил синкретический характер представлений Андрея Пересвета. Он перечислил ряд сложностей и нестыковок в попытках одновременно отправлять культы Перуна и Агни, Велеса и Ганеши, выявил ряд логических противоречий.
Пятой свои тезисы озвучила супруга Андрея Пересвета Марина Андреева. Она указала на то, что сегодня для человека, который считает себя христианином, многие языческие обычаи и праздники остались до сих пор актуальны.
Последним свои тезисы представил эксперт по культам, кандидат психологических наук Александр Невеев. В своём докладе «Психология неоязычества» он подчеркнул, что многие реконструкции славянских верований являются сомнительными, зиждутся на недоказанных гипотезах. Докладчик обозначил то, что информация о язычестве из ранних христианских или мусульманских источников является больше карикатурой, по которой нельзя судить о реальном положении вещей.
После заслушивания докладов состоялся диспут. Стороны имели возможность по очереди задать вопросы каждому из докладчиков, а затем такую возможность предоставили аудитории.