В день отдания праздника Преображения Господня епископ Феоктист совершил Литургию в Богоявленском храме поселка Красново Борисоглебского района

свящ. Михаил Васильковский
Фото

26 августа 2020 года, в день отдания праздника Преображения Господня и день воспоминания перенесения мощей преподобного Максима Исповедника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском храме поселка Красново Борисоглебского района.

Перед началом богослужения владыка совершил чин хиротесии во чтецов над алтарниками храма Василием Томачинским и Андреем Юшкевичем.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:

— В годы земной жизни Христа существовало два типа учения: «учение из уст» и «учение со властью». Первый тип был хорошо известен, он подразумевал учение, которое передавалось от учителя к ученику. Ни один израильский учитель не выносил какого-либо решения, опираясь лишь на самого себя, лишь на свои мысли и умозаключения. Поучения предполагали многочисленные ссылки на авторитетные слова наставников, после перечисления высказываний учителей говорящий мог подытожить и высказать свою мысль, которая, конечно, должна быть в духе того, что он процитировал.

В случае же с поучениями Христа мы имеем дело с совершенно иным типом: кроме пророков, Он ни на кого не ссылался. Более того, Он излагал то, чему невозможно научиться у какого-либо учителя. Это был нечто совершенно новое. Власть Христа подтвердилась там же — в синагоге. В сегодняшнем евангельском отрывке апостол Марк ничего не пишет о содержательной части речи Спасителя, он показывает её действие на «нечистого духа», который услышав слова Христа тут же «вскричал».

Это очень важная особенность рассказа о произошедшем в Капернауме: ведь одержимый человек пришёл в синагогу вовсе не за исцелением. Он там был по той причине, что была суббота и любой благочестивый иудей должен чтить этот день, пребывая в молитве и размышлении над текстом Священного Писания. Может быть, что человек сам и не знал о своём состоянии, возможно, что до этого момента одержимость никак не проявлялась.

В глазах современников Христа нечистые духи были теми тёмными и разрушительными силами, от которых не застрахован ни один человек, от действия которых тот, кого оно коснулось, не может избавиться собственными силами. Несмотря на то, что мнение о происхождении злых существ были самыми разными, ни у иудеев, ни у язычников не было никакого сомнения в их сверхъестественной силе и власти. Люди подчас не могут понять, откуда они взялись, и не имеют собственных сил им противостоять, не могут от них освободиться. И потому сообщение об изгнании Христом злых духов были по-настоящему Благой вестью. Первые читатели Евангелия от Марка получали важное знание: там, где Христос, не могут устоять никакие тёмные силы. Далее евангелист рассказывает о сопротивлении демона и победе Христа.

В отличие от иудеев и язычников, мы — христиане — знаем о причинах вселения в человека злых духов. Если по какой-либо причине человек отходит от общения со Христом, уходит из зоны Его «влияния», то такой человек попадает в «группу риска». Уйти же от Спасителя очень просто. Собственно, любой сознательный грех, даже самый маленький и незначительный, самый обыденный и незаметный, — уже шаг в сторону, в область власти не Христовой, а Его врага. Да, у Христа есть полнота власти над всем творением. Но вместе с этим быть в Его власти можно только по доброй воле. Если же воля тянет человека к чему-то другому, если Христова власть становится неугодна, то Он не настаивает. Конечно, грех — это ещё не вселение демона, это лишь повод для него и теоретическая возможность. В том, что он обязательно постарается ей воспользоваться сомневаться, увы, не приходится.

Похожие публикации