В Неделю 10-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Большая Брембола

Михаил Кудрявцев
Фото

25 августа 2019 года, в Неделю 10‑ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Большая Брембола Переславскойго района.

В связи с 20‑летием хиротонии настоятель храма протоиерей Сергий Шубин был удостоен медали преподобного Даниила Переславского III степени, активным прихожанам храма были вручены архиерейские грамоты.

Затем владыка обратился к собравшимся:

— В 17 главе евангелия от Матфея, сразу после того, как Господь с учениками спустились с горы Фавор, их встретил отец бесноватого юноши. И мы слышали о том, что у учеников не получилось исцелить этого юношу (Мф. 17, 14‑16). Господь связывает это с недостатком веры и говорит о том, что «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

Основываясь на этих словах, еще на рубеже II–III веков были люди, которые утверждали, что у апостолов вовсе не было веры, ведь они не меняли ландшафт одним своим словом. Действительно, у нас нет свидетельств, что кто-то из апостолов или кто-то из первого поколения христиан передвигал горы.

На эту тему начал размышлять еще Ориген, потом чуть позже, через 200 лет, блаженный Иероним Стридонский. И оба они отмечают, что апостол Павел в Первом послании к Коринфянам снова упоминает о передвижении горы, но несколько иначе — если будешь иметь всю полноту веры и сможешь передвигать горы, а любви не будешь иметь, то тогда все это ничего не значит (1 Кор. 13, 2). Отсюда древние экзегеты делают выводы, что вера с горчичное зерно равна всей полноте веры.

Но почему апостолы и их ближайшие приемники, и мы тоже не можем поменять ландшафт?

Вот здесь мне вспоминается поездка в Иерусалим, 5 лет назад, и Великая Суббота. Я лично не смог попасть на чин Святого огня, но у нас были те люди, которые туда прорвались с боем, у них получилось. А мы дожидались за стенами города. Они были свидетелями, вышли радостные, дожили до вечера, до пасхальной литургии, а после этого, скажем так, очень сильно увлеклись празднованием.

Здесь возникает вопрос: они были свидетелями чуда, они пережили все это, но что дальше? — А ничего. Это их никак не изменило в положительном смысле. Потому что, если у кого-то будет вера и желание передвигать горы, и что? Горы можно передвигать другим путем, техническим. Древние экзегеты говорят, что в Евангелии речь идет не о горе в физическом смысле, а о том существе, которое сделало этого мальчика бесноватым. Что вера необходима для победы над этим существом и для победы над самим собой.

Эта победа, эта вера не достигается никакими внешними эффектами, никакими поразительными чудесами. Поэтому весь контекст христианской проповеди состоит в том, чтобы не стремиться к поиску каких-либо чудес, видео-, аудио- или еще каких-то спецэффектов. Изменяет нас только Господь веянием тихого ветра в сердце.

Хотелось бы пожелать всем собравшимся на сегодняшнее торжество, чтобы Господь всегда пребывал в наших сердцах, чтобы мы сами для каждого человека были способны стать проводниками тихого ветра Господня, который меняет человека, не внезапно, а постепенно и необратимо.

Похожие публикации