20 октября 2019 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Корсунской иконы Божией Матери в Угличе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья! С воскресным днем вас!
Сегодня мы с вами слышали евангельскую историю про воскрешение Господом Иисусом Христом сына наинской вдовы. Мне кажется это довольно спорным, но некоторые проповедники из этой истории делают вывод о том, что смерть это всего лишь сон.
Процитирую одного из них: «Господь смерть называет сном. И подобно тому, как мы не пугаемся, когда видим спящего человека, потому что знаем, что он проснется снова, так и не должны мы безмерно ужасаться, видя умершего человека, потому что смерть — это только сон». У таких проповедников есть основание — Священное Писание и вера во всеобщее воскресение. Спорить с этим сложно. Не нужно и невозможно.
Хотя есть вопрос: если это в самом деле так, смерть лишь сон, то почему Господь не останавливается на произнесении этого утверждения? Мол, не плачь, смерть всего лишь сон, иди, хорони, живи дальше и радуйся. Нет. Он воскрешает сына вдовы. Есть те, кто полагает, что дело как раз во вдовстве этой женщины, в том, что она лишалась кормильца. Но простите, а зачем ей кормилец, зачем ей вообще жить, если смерть — лишь сон?
Даже при таком подходе сегодняшний евангельский отрывок утверждает как непризрачность земной жизни, так и бесконечный трагизм смерти. Христос Спаситель не только оказывает милосердие плачущей матери и возвращает ей сына, Он вообще с большим вниманием относится к житейским радостям и печалям. Он лечит. Он кормит. Он посещает свадьбы. Надо полагать, что на свадьбе Он не был занят проповедью, а вместе со всеми разделял брачное торжество и веселье.
Да, Христос Спаситель пришел для проповеди Царства Небесного, пришел умереть за наши грехи, воскреснуть и существенным образом изменить наше естество, стать Новым Адамом, соединить человека с Богом, сделать нас богами по благодати. Но несмотря на все эти высочайшие цели, Он Своими действиями показывает важность земной жизни, Он не устраняется от нее, а находится в ее центре. Разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Христову. А значит, оно не должно быть противно и Его последователям. Именно так и поступают Христовы ученики. Они не отвергают житейское, они пытаются сделать так, чтобы абсолютно все было освящено светом евангельской истины, чтобы был «во всем Христос». Они пытаются отделять во всех сферах жизни хорошее и доброе от того, на что не может быть Божьего благоволения.
Есть самые разные обычаи, есть те, которые вызваны страстями, есть те, в которых нет ничего, кроме суеты. Отличить доброе от дурного, и, особенно, от пустого и бессмысленного, непросто. Для этого надо стяжать дух Христов. Этот же дух помогает и учит действовать так, что за действиями не будет просматриваться осуждения поступающих иначе. Дух Христов всегда проявляется в любви и в снисхождении к слабости других. И никогда — в обличительной риторике. Наверняка, у наинской вдовы были, как и у любого другого человека, свои грехи и страсти. Спаситель ничего не говорит об этом. Он не пытается связать ее грехи со смертью сына. Он просто оказывает милосердие и сострадание в той степени, которая доступна лишь Богу. Христос воскрешает умершего.
Нас же этим Своим действием Он учит не проводить глубокомысленный анализ причин, по которым с человеком случилось то или иное несчастье, а идти и помогать, если не ликвидировать последствия, то хотя бы пережить их.
Также епископ Феоктист посетил Алексеевский женский монастырь. И.о. настоятельницы обители монахиня Ольга (Сельская) ознакомила владыку с ходом реставрационных работ храма Иоанна Предтечи и благоустройством территории. Затем матушка провела экскурсию в музее памяти митрополита Никодима (Ротова).