22 октября 2019 года, в день памяти апостола Иакова Алфеева, епископ Переславский и Угличский Феоктист, в рамках курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев, совершил Литургию в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Сегодняшнее краткое евангельское чтение своей оговоркой об образе служения тех женщин, которые следовали за Христом Спасителем, дает ясный ответ на многие вопросы церковно-экономического характера. Эти вопросы нам любят задавать различного рода оппоненты. Те самые оппоненты, которые призывают современную Церковь обратить свое внимание на первохристианские времена, на евангельскую простоту и нестяжательность.
Очень часто в сетевых дискуссиях можно увидеть пожелание того, чтобы священники, помимо собственно служения в храме, имели светскую работу, чтобы они не получали жалование за свое служение. При этом указывают на зарубежный опыт русских приходов. Полагаю, что указующие не очень хорошо знакомы с жизнью тех самых приходов. Они очень разные. Очень несхожие между собой. Есть те, в которых священники, действительно, ничего не получают за свое служение. А есть и другие, такие, в которых не только священники находятся на полном приходском обеспечении, но и многие другие сотрудники, например, те, кто занимается миссией среди молодежи. Это с одной стороны.
С другой, сам евангельский текст говорит о том, что в норме священнослужители должны заниматься своим делом и не пытаться разорваться между исполнением своих обязанностей и зарабатыванием денег. Почему? Потому что к служению Церкви призваны все христиане без исключения. Точно также как нельзя быть членом семьи и ничего не делать для нее. Ведь даже грудные младенцы самим фактом своего существования невероятно много делают для семьи.
Но есть разные образы служения. Не все могут быть миссионерами. Не все могут отправиться в Заполярье и там заниматься устроением церковной деятельности и просветительскими проектами. Но каждый должен что-то привносить в общее дело. Вопрос что. Кто-то отдает всю свою жизнь, а кто-то раз в году помогает делать уборку в храме к празднику. Кто-то, из имеющих соответствующее образование, в свободное время ведет бесплатный прием больных при храме. А кто-то учит детей в воскресной школе. Разные люди, разные таланты, разные возможности. «Многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8, 3) — а кто-то служит своим имением так, как служили те равноапостольные женщины. В большинстве случаев мы не слышим их голоса. Не видим совершаемых ими чудес. Они просто есть. Они помогают тем, чем могут помочь, и это ставит их в один ряд с апостолами.
Мы часто вспоминаем апостола Павла, который упоминал, что его нуждам и нуждам тех, кто был рядом с ним, послужили их собственные руки. Они сами добывали себе пропитание простым ручным трудом. Такое тоже может быть. В определенной ситуации. Другой первоверховный апостол — Петр — ничего подобного не делал. Но при этом никому не придет в голову сказать, что Павел выше и превосходнее Петра. Что Павел прав, а Петр заблуждался. Они просто разные. Не одинаково они воспринимали и свое служение. Но Господь дает нам свободу интерпретации. Единственное, в чем Он нас ограничивает, это в общей для каждого христианина обязанности совершать миссионерское служение. Каков будет образ этого служения для каждого конкретного человек — Христос Спаситель не указывает. Но то, что оно должно совершаться — невозможно оспорить.