Во время реставрационных работ был обнаружен уникальный шедевр древнерусского искусства — Седмиезерный образ Богородицы. «Черная доска» из собрания Переславского музея-заповедника оказалась древнерусским иконописным шедевром.
Уникальная святыня XVI века — благословляющий народ Божий образ Богородицы «Седмиезерная» — была обретена во время реставрационных работ, проводимых Российской академией живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Древний образ Богородицы находился под записью XIX века с изображением Божией Матери вотличающейся иконописной манере. Святыня XVI века имеет высокую сохранность. Искусствоведы определили ее как шедевр древнерусского искусства, который пополнит ряд памятников отечественной культуры своей эпохи. Чудесной истории открытия образа Божией Матери Седмиезерной, его уникальности и дальнейшей судьбе была посвящена мультимедийная пресс-конференция, состоявшаяся 6 ноября 2019 года в МИА «Россия сегодня».
В ней приняли участие представители Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — ректор Иван Глазунов, заведующий кафедрой реставрации темперной живописи Виктор Баранов и выпускница академии, занимавшаяся реставрацией иконы, Юлия Кондратович, атакже председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин, представители Переславского музея-заповедника — главный хранитель Наталья Айратова и хранитель древнерусской живописи Любовь Левченко.
«Предмет плохой сохранности»
Святыня пришла в музей в 1920‑30-е годы с «волной» комплексных массовых поступлений икон из закрытых монастырей и храмов. Определить, какому храму принадлежала святыня, теперь задача для исследователей. В учетных документах значилась как запрестольная выносная двусторонняя икона XIX века. На лицевой стороне было изображение Божией Матери, на обратной — двух святых.
По словам главного хранителя Переславского музея-заповедника Натальи Айратовой, два года назад икона отправилась на плановую реставрацию вместе с другими «предметами плохой сохранности», отобранными сотрудниками музея-заповедника совместно с заведующим кафедрой реставрации темперной живописи Виктором Барановым и преподавателями Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, с которой музей-заповедник много лет успешно сотрудничает.
Подобные образы часто используют для дипломных работ, как возможность наглядно продемонстрировать умения молодого реставратора на сопоставлении «было» и «стало». Святыня попала в умелые и деликатные руки студентки Юлии Кондратович.
— Юлия Кондратович смогла очень осторожно, детально, продуманно, взвешенно действовать, — отметил работу своей ученицы завкафедрой реставрации темперной живописи, — а ее руководитель, Анна Борисовна Прозорова, правильно корректировала методики, постоянно наблюдала за процессом реставрации. Результат превзошел все ожидания! Всегда волнительно и интересно, когда раскрывается икона, особенно такая древняя. Раскрытие иконы XVI века — большое событие!
Скрытый памятник культуры
История раскрытия древнего образа — захватывающий культурологический детектив с политическими нюансами сразу нескольких эпох. По словам Виктора Баранова, икона, скрывавшая в себе будущую сенсационную находку, выглядела как запись XIX века под потемневшим лаком. Внешний вид на невооруженный взгляд не предвещал «открытий чудных».
— В недрах музея хранилась ничем невыразительная, как писал Солоухин — «черная доска»,— рассказал ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Иван Глазунов, — с невыявленным временем создания, небольшой историей попадания в собрание. И вдруг в наших стенах открывается образ XVI века! Эпоха Ивана Грозного — это времена, из которых не так много дошло произведений искусства. Наша культура пополнилась еще одним памятником XVI века! Она займет достойное место в экспозиции Древнерусского искусства Переславского музея-заповедника.
Кому и зачем понадобилось менять Богородичный образ? Иван Глазунов предполагает, что виной всему благословляющий двуперстный жест Божией Матери на древней иконе:
— Всередине XIXвека, при Николае I было обострение борьбы с расколом, — поделился догадкой Иван Ильич, — что нашло отражение в произведениях Мельникова-Печерского, Лескова и множества авторов. Переславль-Залесский образ Седмиезерной Богородицы явно показывает двуперстие. Поэтому просто могли убрать акцент старообрядческого перстосложения, сделав из нее Богоматерь другой иконографии.
«Рентген показал другую руку»
Этот случай раскрытия древнего образа свидетельствует об ответственной, планомерной и продуманной работе реставраторов, сопоставимой с трудом хирургов, считает заведующий кафедрой реставрации темперной живописи Виктор Баранов:
— Мы чем-то с ними похожи — работаем скальпелями, пинцетами, используем шприц, — сказал он, — но наши «пациенты» — иконы. Ответственность колоссальная, ведь в руках реставратора находится наше художественное наследие, ограниченное предметами искусства, которого больше не будет.
Древний слой выявили приборные исследования, которые проводились с помощью бинокулярного медицинского микроскопа, рентгенографии, исследований в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. Рентген показал еще одну руку Богородицы, которая приподнята в двуперстном благословляющем жесте, что характерно для Седмиезерного образа. На изображении XIX века рука Божией Матери опущена.
— Мы поняли, что будет серьезное изменение иконографического типа после раскрытия данного памятника, — отметил Виктор Баранов. — Еще на этапе предварительного исследования с микроскопом заметили, что почти во всех микроутратах и сколах красочного слоя записи был виден ниже лежащий живописный слой, по пигментному составу и очень характерным технологическим признакам можно было предположить слой XVI века.
Но не так-то просто было решиться на раскрытие древнего образа, признаются специалисты.
— Реставрационный совет собирался неоднократно, — вспоминает Наталья Айратова. — Мы решали, что делать с записями, в каком состоянии красочный слой под более поздней записью. В конечном итоге приняли решение проводить полное раскрытие.
«Адрес» на иконном окладе
Затем отрабатывались методики раскрытия и способы раскрытия на разных участках. Работа чрезвычайно уникальная и сложная требовала специального инструментария и специальных методов контроля.
— Уже давно в реставрационной практике принято использование операционного бинокулярного микроскопа, который позволяет выявлять любые особенности живописной поверхности у памятника, устанавливать даже первоначальный пигментный состав красочного слоя, — рассказал Виктор Баранов. — Он позволяет очень красочно и очень точно разделять все слои и абсолютно безошибочно, не повредив красочный слой, удалять все поздние напластования.
По окончании исследований была составлена реставрационная программа из нескольких блоков. Первый — укрепление и консервация красочного слоя, без которых икону нельзя даже передвигать. Второй — консервация деревянной основы, включающий в себя закрытие щелей и заделку отверстий. Раскрытие осложнялось наличием оклада, который пришлось демонтировать, чтобы определить состояние красочного слоя. Кстати, серебряный оклад иконы, по мнению Ивана Глазунова, заслуживает отдельного внимания:
— Роскошный басменный оклад высокого класса работы по металлу хорошего мастера — басменщика, серебряника, — прокомментировал ректор академии, — оклад является такой интригой и подсказкой одновременно. Он из той эпохи, в нем есть некий «адрес» ко времени создания.
Благословляющая Одигитрия
Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, древлехранитель Московской городской епархии, протоиерей Леонид Калинин рассказал, что иконографическая история образа Богородицы Седмиезерской связана с распространенным типом «Одигитрии», с той разницей, что правая рука Божией Матери Седмиезерной сложена благословляющим перстосложением:
— Это не совсем традиционно для икон Божией Матери, — пояснил протоиерей Леонид Калинин. — Богородица обычно представляет на своих иконах Младенца — воплотившегося в мир Христа Спасителя, а здесь Она участвует в благословении людей, народа Божьего, своим жестом. Икона принадлежит XVI веку, драматическому для истории России, явившему высочайший уровень духовности, развития монашества и монастырей Русского Севера.
Седмиезерная икона связана с историей Седмиезерного мужского монастыря Казанской епархии. Пик почитания образа пришелся на XVII век, когда святыня избавила Казань от чумы. Самый древний образ Богородицы Седмиезерной был написан знаменитым иконописцем Дионисием, жившем в XV-начале XVI века, после Андрея Рублева, и продолжившим его традиции. Все более поздние изображения Богородицы Седмиезерной, включая образ из Переславля-Залесского, являются списками с него.
— Этот образ являет собой высший свет, высшую точку развития самобытности русской иконографии, — подчеркнул древлехранитель, — та зависимость от византийской традиции, всегда сопровождавшая иконографию «Одигитрии», здесь являет совершенно самобытную русскую икону. В XVI веке это очень ярко проявилось. Святая Русь явила это удивительное духовное молитвенное искусство, вложив в сокровищницу мирового художественного творчества христианской культуры самобытную страницу. Поэтому работа, которая проводится в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — важнейший труд.
Протоиерей Леонид Калинин предложил объединять талантливых выпускников реставрационных вузов под началом специалистов Академии Ильи Глазунова, которые выполняют столь ответственную работу с деликатностью и любовью:
— Лучше икону не реставрировать, чем отреставрировать непрофессионально.
Отец Леонид посетовал, что существует проблема, когда некомпетентные отцы-настоятели отдают иконы первым попавшимся специалистам, что приводит к невосполнимым потерям. Священник обратил внимание, что порой поздние записи могут представлять большую ценность, чем ранние, и призвал действовать и в вопросах реставрации с рассуждением, как учит Церковь.
Обыкновенное чудо Переславля-Залесского
Образ Божией Матери Седмиезерная проведет в академии Ильи Глазунова еще год, пока будет реставрироваться тыльная сторона, на которой находится изображение конца XVIII-начала XIX веков. Скрытых шедевров на обратной стороне не содержится. По словам хранителя древнерусской живописи Переславского музея-заповедника Любови Левченко, после возвращения святыня, скорее всего, сразу же будет включена в экспозицию Древнерусского искусства музея-заповедника вместе с другими памятниками XVI века, которых в собрании музея немало.
На самом деле, обнаруженный памятник культуры для Переславля-Залесского — скорее обыкновенное чудо, нежели событие из ряда вон. По словам Ивана Глазунова, Переславский музей-заповедник не имеет ничего общего с таким понятием, как «провинциальный музей с провинциальным собранием». Он хранит произведения высочайшего уровня.
— Переславль-Залесский — город важный в плане искусства, — пояснил ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. — Город заметный, на северном пути, через который проезжали все путешественники, все торговые люди и деятели русской истории. Он всегда был на пути царского богомолья. В Петровское время здесь было написано много икон мастерами Оружейной палаты в ее традициях. Это город в шаге от Москвы, в шаге от царских заказов. Здесь работали мастера по заказу Царской семьи.
Иван Глазунов приглашает желающих посмотреть произведение древнерусского искусства — образ Богородицы Седмиезерной в академии, пока святыня находится там на реставрации. Для этого необходимо оставить заявку в ректорате.
— С нами Бог, если мы раскрываем шедевры, и наше служение Отечественной культуре приносит такие плоды, — заметил ректор Академии Ильи Глазунова. — Я радуюсь, что Божия Матерь так открылась в наших стенах.