7 апреля 2020 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно вас поздравляю с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы и престольным праздником этого главного храма Никольской обители!
Всем собравшимся прекрасно известно, какое событие мы сегодня празднуем — Благовещение Пресвятой Богородицы, день, в который Ей предстал ангел и возвестил о рождении от Неё Спасителя мира Иисуса, Который «будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 32). Мария, как мы знаем, ответила согласием. С этого события началась евангельская история. Само начало Евангелия показывает важность в деле спасения свободного согласия человека на действия Божия и, шире, на то, чтобы Бог вошёл в жизнь человека.
Как раз о согласии мне бы и хотелось поразмышлять. Мы все пленники нашей эпохи и, как следствие, мы, вольно и невольно, мыслим теми шаблонами, которые задает нам внешний мир. В этом мире абсолютное и безоговорочное согласие с кем-либо или с чем-либо воспринимается как слабость. Общество диктует нам, что мы должны иметь свою личную позицию, позицию твердую, четко артикулированную и должны методично её отстаивать. Согласие же со всем происходящим — признак слабости и несовершенства человеческой личности. В отношении внешнего мира это кажется вполне справедливым. Но не в отношении диалога с Богом.
Согласие с волей Божией требует невиданной силы и постоянного активного действия. Невозможно однажды согласиться с Богом и на том успокоиться навсегда. Дело здесь в том, что тот мир, который мы знаем, который сформировался после грехопадения первых людей, всегда будет противоречить Своему Творцу. А это означает, что человек, принявший за единственно возможную для себя норму волю Бога, всегда будет в оппозиции к внешнему миру, более того, он будет и в оппозиции к самому себе.
Одним из ярких примеров такого рода из числа тех, которые мы находим в Ветхом Завете, стал пророк Иеремия. Я не буду сейчас задавать вам вопрос о содержании его книги и о его жизни, из опыта знаю, что ответ получить не удастся. Поэтому расскажу сам. Пророк, будучи призван Богом, приняв это призвание, согласившись с ним, должен был возвещать народу Иерусалима очень неприятные вещи особого рода: он призывал подчиниться внешним оккупантам. Можно представить, как люди воспринимали его слова: если бы кто-то в Москве образца, скажем, 1942-го года, начал говорить о необходимости подчиниться Германии и уступить, то, как отнеслись бы к этому человеку? Здесь нет необходимости каким-то особенным образом напрягать свою фантазию, мы прекрасно понимаем, что стало бы с таким человеком. К счастью, в отношении ситуации Великой Отечественной войны воля Божия была другой. А вот в отношении Иерусалима времен жизни пророка Иеремии — именно такой, народ должен был покориться завоевателям. Об этом и возвещал пророк. Но дело тут ещё и в том, что сам Иеремия был очень мягким и абсолютно неконфликтным человеком, человеком с очень нежной душой. Ему было бесконечно сложно говорить то, что он должен был говорить, ему было невероятно трудно находиться в оппозиции к большинству и, особенно, к монархам времени его жизни. Но такова была воля Божия о нём, та воля, которую он принял и проводником которой стал.
Воля Божия это не какой-то флюгер, она тверда и непререкаема. Если мы её принимаем, если мы вслед за Пресвятой Богородицей говорим «се рабы Господни; да будет нам по слову твоему», то рано или поздно мы неизбежно столкнемся с непониманием и агрессией той или иной степени тяжести. В первую же очередь, против воли Бога восстанет наш внутренний ветхий человек. Человек слабый предпочтет сдаться и сказать, что обстоятельства изменились и теперь он мыслит иначе, на что имеет полное право, только сильный сможет идти дальше и дойти до конца. Уверен, что каждый монашествующий прекрасно понимает, о чём здесь идёт речь.
У нас — у христиан — есть Та, Которая смогла не только согласиться, но и пройти Свой путь до конца, нигде и ни в чём не изменив Своему согласию. Она всегда рядом, Она наша стена и необоримая Заступница.
Дай нам всем Бог помнить о Ней, прибегать к Ней не только в каких-то житейских повседневных нуждах, но в первую очередь молить Её, чтобы Она помогла каждому из нас сохранить верность воле Божией, несмотря на все внешние перипетии и несмотря на постоянное восстание против Творца нашего внутреннего ветхого человека! Без Её помощи мы не сможем оставаться верными Богу, а это означает, что и достигнуть Царства Её Сына у нас не получится.