Рождественское послание Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского, освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Переславской епархии Русской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Волсви и пастырие приидоша поклонитися Христу, рождшемуся в Вифлееме граде
(Припев 9-й песни канона Рождества Христова)
Ради чего мы собрались сегодня в наших храмах? Что привело нас сюда? Конечно, ответы на эти вопросы лежат на поверхности: мы пришли, чтобы прославить нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. А привело нас не «что», а «Кто», нас привёл Он — Воплотившийся Бог. Богослужение именно Рождества Христова, как никакое другое, подчёркивает эту мысль: сегодня — в сам день Рождества — мы должны размышлять не о самих себе и не об историческом событии, а о его следствиях и, в частности, о поклонении Христу Родившемуся. О нашем собственном поклонении Ему.
Евангелие доносит до нас два параллельных рассказа о Рождестве Спасителя. Апостол Матфей пишет о поклонении Новорожденному со стороны волхвов (Мф. 2, 1‑12) и никак не упоминает пастухов, а евангелист Лука делает акцент на поклонении иудейских пастухов (Лк. 2, 8‑20), а о волхвах он умалчивает. В нашем представлении, в том числе и выраженном в иконографии Праздника Рождества Христова, эти два сюжета слились воедино и далеко не всегда можно четко определить, кто же изображен на иконе: персидские волхвы или пастухи горной области Израиля. Апостол Лука пишет, что пастухи не предпринимали каких-то особых действий ради того, чтобы узнать о Рождении Спасителя мира, они ничего не искали, они вообще никак не размышляли об этом. Пастухи были на своём месте, у своего стада, им предстал ангел, который возвестил о пришествии Христа и велел идти поклониться Новорожденному. Совсем иную историю, значительно более сложную, описывает апостол Матфей. Волхвы не только преодолели долгий и физически трудный путь через горы и пустыни, им пришлось проделать и непростой интеллектуальный путь, ведь о времени и месте Рождения Спасителя они узнали благодаря своим знаниям и при помощи своего ума. Вся жизнь этих людей была посвящена трудам ради единственной цели — получения информации о Христе. Но в конечном итоге и первые — пастухи, и вторые — волхвы, оказались в одном и том же месте — у ног Воплотившегося Христа. Два таких разных пути к одной и той же конечной цели.
За прошедшие два с лишним тысячелетия путей не стало больше или меньше. Их осталось два. Есть короткий путь простой веры сердца, а есть длинная и трудная дорога веры, идущей через разум, но оба пути сходятся в одной точке. Конечно, первый путь надёжнее, хотя на него способны далеко не все. Не у всех есть требуемая сердечная чистота, кому-то необходима долгая дорога очищения и познания самого себя, чтобы в этом пути научиться простоте абсолютного доверия Богу.
Важно то, что оба эти пути могут, а потому и должны приводить ко Христу Спасителю. Если сегодня мы в храме, значит, мы либо прошли свою дорогу, либо идём по ней. На страницах Евангелия нет свидетельств, что среди тех людей, которые пришли поклониться Родившемуся Богомладенцу, были какие-либо споры или распри. Разные люди, разные пути, у них было о чём поговорить, было о чём подискутировать, но рядом со Спасителем мира умолкает все временное и человеческое, рядом с Ним возможно лишь поклонение и забвение самих себя с принесением посильного дара Родившемуся. Как свидетельствует богослужение Рождества Христова, рядом со Спасителем «пастухи играют на свирелях песнь подобающую: „Слава в вышних, — возглашая, — в пещере Рожденному от Девы Богородицы в Вифлееме Иудейском!“» (седален после полиелея), а «волхвы Владыке дары приносят» (стихира на хвалитех). Каждый из них служит Христу тем, что имеет.
Дай Бог, чтобы и каждый из нас сумел научиться поклонению Христу Спасителю с полным забвением себя, чтобы рядом с Ним мы оставляли всё временное и с чистыми сердцами устремлялись к вечному и нетленному!
С Праздником! Христос раждается, славите!
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Рождество Христово, 7 января 2020 года, г. Переславль-Залесский