14 января 2021 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Архангела Михаила «что во Бору» села Архангельское Угличского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Рафаил, дорогой отец Николай, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с великим праздником Обрезания Господня и днём памяти святителя Василия Великого.

Я надеюсь, что вы все знаете о существе сегодняшнего праздника и внимательно слушали евангельское чтение, ему посвящённое. В отрывке говорилось о посещении Пречистой Богородицей и Её новорожденным Сыном Иерусалимского храма, чтобы принести жертву освящения и произвести обряд обрезания. Затем евангельское повествование переходит на другой сюжет, и говорит о путешествии отрока Иисуса с Его домашними в Иерусалимский храм в двенадцатилетнем возрасте.

С одной стороны, эти два отрывка связывает то, что они говорят о детстве и о ранних годах Господа нашего Иисуса Христа, это единственные достоверные свидетельства об этом периоде земной жизни Спасителя, которые мы имеем. С другой стороны, у них есть ещё нечто общее — это послушание, которое Бог оказывает человеку.

Иудейский обряд обрезания был необходим как исполнение завета Бога с Авраамом, он нужен был людям, но не Воплощённому Богу. Божия Матерь, которая родила Своего Сына без какой-либо страстности, не нуждалась в том, чтобы приносить жертву очищения за грех, но Она её принесла. Далее мы видим, что Воплощённый Бог хотя и мог никому не подчиняться, но Он всё же подчинялся людям, которые Его воспитывали. Если мы вдумаемся в эти факты, которые кажутся нам привычными, то окажется, что их сложно понять и принять, сложно следовать этому примеру, ведь мы — люди — с трудом подчиняемся не только друг другу, но и Самому Богу. Нам очень трудно оказывать друг другу послушание и смиряться друг перед другом. Когда мы сталкиваемся с подобными ситуациями, то, как правило, задаём себе вопрос: «Почему именно я должен подчиняться и уступать?» Жизнь Господа нашего вообще и, в частности, праздник Обрезания дают ответ на это «почему». Бог первый подчинился Своему творению, а кроме этого, ещё и исполнил житейские обычаи людей.

Воплощённый Творец шёл по пути послушания, как о том свидетельствует апостол Павел в послании к Филиппийцам: «Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8). Этот путь послушания привёл Его к крестной смерти, а через это к Воскресению и победе Бога над отцом лжи, неправды и противления.

Другого пути у нас нет. Есть только путь уподобления Богу, через послушание и смирение. Послушание Священному Писанию, Церкви Христовой и друг другу. Если все мы, каждый в свою меру, не пройдём путь, по которому прошёл Христос, то и на блаженную вечность с Ним нам рассчитывать не стоит.

Я очень надеюсь, что молитвами великого святого, память которого мы сегодня совершаем, чью Литургию мы сегодня служили, который, несомненно, прошёл этот путь и достиг Царства Небесного — святителя Василия Великого, каждому из нас Господь даст разумение, крепость и возможность со тщанием идти по пути послушания, смирения и кротости.