2 февраля 2020 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Рождества Христова в селе Гагаринская Новоселка Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся со словами проповеди:

— Государственные налоги были и, судя по всему, будут всегда. Налоговая политика редко кому нравится, но при этом все понимают неизбежную необходимость существования налоговой инспекции: без налогов не может существовать государство, а если нет государства, то нет и порядка. Все довольно просто. Просто и понять какую часть своих доходов мы должны отдать в виде налогов.

Сегодня этот процесс предельно автоматизирован и вполне прозрачен. Но так было далеко не всегда и уж совершенно точно не так был устроен процесс сбора налогов в Израиле времён Христа. Не существовало каких-либо централизованных уведомлений о сумме налога. Да и сам налог платился не родному государству, а Римской империи. То есть оккупантам, в том числе и для содержания оккупационной армии. Непрозрачность налоговой системы приводила к многочисленным злоупотреблениям. О них все знали. Как знали и о том, куда идут собранные деньги.

Все это делает понятным отношение народа к мытарям — сборщикам налогов. Они могли объявить любую сумму. А в случае неуплаты привести с собой не самых милых ребят из числа римлян. Очевидно, что в сборщики налогов шли люди без каких- либо нравственных идеалов. И уж совершенно точно не было праведников среди тех, кто был в числе руководителей всего процесса сбора налогов, то есть среди тех, к числу которых принадлежал и герой сегодняшнего евангельского рассказа Закхей.

Что двигало Закхеем, когда он решил взобраться на дерево? Евангелист Лука говорит, что причина была в малом росте Закхея, что он иначе никак не мог увидеть Христа Спасителя. Тогда как увидеть очень хотелось. Некоторые толкователи видят и ещё одну причину: он не только хотел увидеть Великого Учителя, он хотел увидеть и при этом остаться незамеченным. Точно также как кровоточивая женщина, которая шла сзади и незаметно коснулась одежд Христа. И той несчастной женщине, и Закхею было стыдно. По разным причинам, но совершенно одинаково. Женщина боялась перед всеми открыть свой телесный недуг, а Закхей не был готов предстать перед Богом и людьми из-за своей нравственной болезни. В обоих случаях мы видим, что Спасителю не интересны ни грехи этих людей, ни общественное мнение о них. Его интересует лишь одно: те душевные раны, с которыми они живут. Христу вообще не интересны грехи как таковые, Его заботит сам человек и то, к каким внутренним последствиям привёл грех. Любой грех травмирует прежде всего самого согрешающего.

Зачастую мы склонны относиться к этому несколько иначе: мы ужасаемся, начинаем размышлять и говорить о самом грехе, совершенно не думая о внутренних последствиях, и тем самым лишь усугубляем нанесённые грехом травмы. Но не таков образ действия нашего Спасителя и Бога. Кротостью, милостью и вниманием к человеку, а не к его поступкам, Христос достигает цели: человек меняется, он не только раскаивается, не только отказывается от прежнего образа жизни, но и становится нравственно здоровым.

По окончании богослужения состоялась встреча с епископом Марианом Элеганти (г. Кур, Швейцария) и сопровождающими его лицами.