25 февраля 2019 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогая матушка, сестры, дорогие девочки! Я вас всех сердечно поздравляю с престольным праздником вашей обители!

Как сказал один современный богослов, когда мы с вами читаем Евангелие, когда мы думаем о евангельских заповедях, мы должны помнить, что Христос — Сам есть Воплощенная Заповедь. Мне думается, что это очень правильная мысль. Что же она означает?

Дело в том, что все слова и действия Господа мы должны очень внимательно анализировать и разбирать для того, чтобы понять, как бы Он действовал в тех ситуациях, в которых оказываемся мы. Прежде чем принять какое-либо решение, мы должны спросить себя: «А как бы поступил сейчас Христос Спаситель?» Мы знаем, что Он не творил чудес ради самого Себя и в личных отношениях с миром был обычным человеком, то есть действовал не как Бог, а исключительно как человек.

Для того, чтобы всегда спрашивать себя о том, как бы здесь поступил Господь, нужно тщательно всматриваться в евангельский образ Христа.

В качестве примера мне бы хотелось привести всем известную ситуацию, связанную с изгнанием торгующих из храма. Мы знаем, что перед Своими страданиями Христос пришел в храм, увидел там торговцев, возмутился и выгнал их. Так повествует апостол и евангелист Матфей. А апостол Марк описывает ситуацию по-другому. Он пишет, что Христос пришел, увидел, возмутился духом и вышел. Дальше он не продолжает. Как мы помним, евангелисты писали в то время, когда это было очень дорого, а потому они, безусловно, взвешивали все слова, которые говорили, поэтому в их текстах нет ничего лишнего и все то, что там написано, имеет смысл.

А что это означает? Если мы сопоставим повествование двух евангелистов, в одном из которых ничего не говорится о последующих действиях Христа, то поймем, что изгнание торгующих из храма не было следствием раздражительности. Господь пришел, увидел, возмутился духом и на следующий день снова пришел и изгнал торговцев. Надо понимать, что это не было какой-то горячкой, это было осмысленное и спокойное действие. В состоянии аффекта Христос Спаситель не действовал.

Чему же это нас учит? Это показывает нам, что мы и сами, когда у нас случаются приступы раздражительности и гнева, ничего в этом состоянии не должны делать. Нужно запереть уста на замок, дождаться, когда буря в душе стихнет, а уже потом, поразмыслив, начинать предпринимать какие-то действия. Конечно, такой путь совсем непрост, но я говорю об это неслучайно, ведь сегодня память святителя Алексия, которая нас собрала здесь.

Мы читали его житие, знаем его как иерарха, бывшего боярина, человека, которому пришлось много пострадать, в том числе от иноплеменников — татар. Как бы сложилась его жизнь, если бы он не действовал так, как учит Христос, если бы он принимал решения в состоянии хотя бы малейшего раздражения? Мы не знаем, но точно можем сказать, что в этом случае он бы не оказался в святцах. Если бы святитель Алексий не научился бороться с раздражительностью, которая есть у каждого человека, так, как боролся Христос Спаситель, он бы не смог исцелить татарскую княжну, потому что это действие невозможно совершить в состоянии аффекта. Вспоминая факты его жития и биографии, мы убеждаемся в том, что он стал таким великим человеком, потому что умел действовать по образу Христову.

Дай Бог, чтобы и мы с вами этому научились, дай Бог, чтобы не было в нас внешних проявлений раздражительности, гнева и сопутствующих состояний души. Конечно, это в первую очередь касается тех, кто взялся воспитывать этих девочек. Если в нас будет хотя бы малейшая раздражительность по отношению к детям, то все наши воспитательные методики ни к чему не приведут. И матушка, защитившая кандидатскую диссертацию по педагогике, подтвердит мои слова.

Божьей помощи вам в этом непростом, но очень благородном деле — достойном воспитании подрастающего поколения!