В день памяти преподобного Онуфрия Великого епископ Феоктист совершил крещальную Литургию в храме пророка Илии в селе Ивановское на Лехте

25 июня 2022 года, в день памяти преподобного Онуфрия Великого, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил крещальную Литургию в храме пророка Илии в селе Ивановское на Лехте Борисоглебского района.

За богослужением были совершены таинства Крещения и Миропомазания над новорождёнными детьми прихожан Илиинского храма Марией Капустиной и Феодором Баяновым.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья! Поздравляю вас с только что приобретёнными членами вашей прекрасной христианской общины!

Меня, как вы знаете, неизбежно радуют совершаемые мной здесь крещальные Литургии. С одной стороны, конечно же, радость обусловлена тем очевидным фактом, что любое таинство крещения увеличивает Церковь, и я, будучи архиереем, не могу не радоваться её росту, ведь это моя прямая и непосредственная задача — делать всё для того, чтобы Церковь росла, крепла и увеличивалась, чтобы через меня и через наших священников Господь прилагал спасаемых к Церкви (ср. Деян. 2, 47).

Но есть ещё и другая сторона. В подавляющем числе случаев крещение рассматривается современными нам христианами как некое частное дело, которое касается только их семьи и, в лучшем случае, небольшого круга близких друзей. Знаю места, где принято совершать крещения за закрытыми дверями, так, чтобы никто не мог случайно войти в храм во время таинства и тем самым нарушить камерную идиллию. Наверняка, у этого есть какие-то объяснения, но их, как мне думается, скорее можно назвать оправданиями, потому что сама логика таинства крещения, само чинопоследование свидетельствует о том, что это не частное таинство, это торжество для всей Церкви. На это указывает, к примеру, троекратное обхождение купели: само это действие — символ радости для всей церковной полноты.

Впрочем, все мы понимаем, откуда идёт стремление сделать крещения закрытыми и конфиденциальными: оно происходит от того, что поступающие так люди не являются членами церковной общины, для них любое таинство — это личное дело, у них нет ни обычной человеческой, ни тем более духовной связи с другими христианами.

Проблема же в том, что такое личное и частное христианство нельзя назвать полноценным, из Нового Завета мы знаем, что с самых первых дней Своей проповеди Господь Иисус Христос призвал к Себе первых учеников и создал из них общину, христианское становление апостолов происходило внутри этой общины и никак иначе. Читая Евангелие, мы видим, что апостолы всегда были вместе, у них были общие радости и печали, видим, что не всегда у них всё было гладко, зачастую случалось взаимное недопонимание, которое преодолевалось общим духовным трудом. Так было не только во время земного служения Христа, так Церковь жила и после Христова Вознесения.

И здесь у вас я вижу то же самое: есть живая община, но, как вы все прекрасно знаете, жизнь невозможна без взлётов и падений, без радостей и трагедий, без споров, без обид, без конфликтов. Всё это было и у апостолов, но именно преодоление сложностей межличностного общения без ухода в изоляцию и позволяет нам возрастать во Христе.

Я хочу пожелать вам всем, дорогие мои, об этом помнить, и в минуты искушений обращать внимание не на то, как лично вам горько и обидно, а на слова Священного Писания Нового Завета, которые говорят о том, что всё это — неизбежные этапы духовного становления, и без их прохождения никто из нас не сможет облечься в нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10).