Священномученик Серафим (Самойлович)

(19 июля 1881 – 4 ноября 1937)

Дни памяти

4 ноября

День преставления

Жизнеописание

Архиепископ Серафим, в миру Семён Николаевич Самойлович, родился 19 июля 1881 г. в г. Миргороде Полтавской губернии в семье псаломщика.

В 1896 г. окончил Лубенское духовное училище, в 1902 г. — Полтавскую духовную семинарию.

В 1902 г. отправился в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял епископ Тихон (Беллавин).

1 августа 1902 г. определён учителем Уналашкинской миссионерской школы.

1 июля 1905 г. определён учителем двухклассной миссионерской школы в г. Ситка.

25 сентября 1905 г. епископом Аляскинским Иннокентием (Пустынским) пострижен в монашество с именем Серафим; 2 октября рукоположен в сан иеродиакона с причислением к Ситкинскому архиерейскому дому; 25 марта 1906 г. — рукоположен в сан иеромонаха.

1 августа 1906 г. назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии.

25 марта 1908 г. назначен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии. В тот же день за усердие и ревность по службе был удостоен набедренника.

Служение иеромонаха Серафима в Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Владыка Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие, чуткое и умелое обращение с новопросвещённой паствой. Расстроенное здоровье и суровый климат побудили его подать прошение об освобождении от занимаемой должности. 4 октября 1908 г. по состоянию здоровья освобождён от должности. Вернулся в Россию. Служил в Ярославской епархии, куда приехал вслед за архиепископом Тихоном.

С 25 мая по 25 августа 1909 г. — помощник епархиального миссионера Владикавказской епархии.

С 1 сентября 1909 г. — духовник Александровской духовной семинарии в г. Ардоне в Осетии, недолго исполнял обязанности инспектора семинарии с освобождением от должности помощника епархиального миссионера.

13 апреля 1910 г. назначен наместником Могилево-Братского монастыря, однако принять управление монастырём он, по-видимому, не успел.

29 апреля 1910 г. скончался наместник Ярославского Толгского мужского монастыря архимандрит Порфирий (Кулаков). Архиепископ Тихон сумел добиться от Святейшего Синода назначения иеромонаха Серафима на освободившуюся должность.

Одной из главных забот нового наместника стала подготовка к 600-летию Толгского монастыря, которое должно было состояться в 1914 г.

11 мая 1912 г. иеромонах Серафим был возведён в сан игумена.

В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счёт монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона в 5 тысяч рублей при отце Серафиме был расширен монастырский странноприимный дом.

К юбилею под руководством игумена Серафима был составлен историко-статистический очерк на 172 страницы с фотографиями: «Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314–1914».

Торжества, посвященные 600-летию монастыря прошли под руководством архиепископа Ярославского Агафангела спокойно и благополучно. Их кульминация пришлась на 7–10 августа 1914 г. Всё запланированное было сделано в срок, а игумен Серафим за понесённые труды был удостоен ордена Святой Анны III степени.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых, а также обратился к архиепископу Агафангелу с прошением об отчислении 500 рублей на нужды раненых, а также о разрешении в продолжение войны 3% братской кружки отдавать на нужды войны.

23 сентября 1915 г. определением Святейшего Синода игумен Серафим был назначен настоятелем Угличского Покровского Паисиева монастыря.

29 июня 1916 г. возведён в сан архимандрита.

В июле 1917 г. отец Серафим был участником Съезда учёного монашества, проходившего в Московской духовной академии.

15 февраля 1920 г. архимандрит Серафим был рукоположен в епископа Угличского, викария Ярославской епархии.

В июле 1922 г. епископ Серафим был арестован, некоторое время находился в Ярославской тюрьме.

В прошении верующих Харькова от 16 декабря 1923 г. значится, что его краткосрочный визит в Харьков вернул православию 6 храмов, в связи с чем просили «о его назначении к управлению Харьковской епархией». До 15 января 1924 г. епископ Серафим временно управлял Харьковской епархией.

В начале 1924 г. владыка был назначен временно управляющим Ярославской епархией и патриархом Тихоном возведён в сан архиепископа.

В первой половине 1920-х гг. входил в число консервативных архиереев, группировавшихся вокруг настоятеля московского Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) — так называемых «даниловцев».

12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В 1925–1926 гг. в связи с пребыванием митрополита Агафангела в Нарымской ссылке архиепископ Серафим вновь несколько месяцев руководил Ярославской епархией.

В начале 1926 г. активно поддержал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в его противостоянии григорианским раскольникам.

29 декабря 1926 г. вступил в должность Заместителя Патриаршего местоблюстителя, де-факто возглавив управление Патриаршей Церкви — после того, как были последовательно арестованы Патриарший Местоблюститель митрополит Пётр (Полянский), его заместители — митрополит Сергий (Страгородский) и митрополит Иосиф (Петровых). Последний подписал завещание, согласно которому в случае его ареста права Заместителя передавались архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву), в случае невозможности его приступить к своим обязанностям — архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), а если и тот не сможет принять дела — архиепископу Серафиму (Самойловичу).

Власти воспрепятствовали первым двум кандидатам возглавить церковное управление и в обязанности Заместителя местоблюстителя вступил сравнительно малоизвестный и молодой архиепископ Серафим. В своём послании просил епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой церкви, и все дела, кроме принципиальных и общецерковных, как, например, избрание и хиротония во епископа, решать окончательно на местах. В то же время запретил в священнослужении архиепископа Томского Димитрия (Беликова), объявившего в своей епархии автокефалию.

В марте 1927 г. архиепископ Серафим был вызван ответственным сотрудником ГПУ Е.А. Тучковым в Москву и заключен во Внутреннюю тюрьму ГПУ. Через три дня освобождён и выслан обратно в Углич. Отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода. Отказался решать принципиальные вопросы без согласия находящихся в заключении старших иерархов.

В апреле 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский) был освобождён из заключения, и архиепископ Серафим передал ему свои полномочия Заместителя местоблюстителя «без всяких оговорок, по доверию к нему».

6 февраля 1928 г. вместе с митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским), архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым), епископом Евгением (Кобрановым), а также находившимся в Ростове митрополитом Иосифом (Петровых) подписал обращение, в котором осуждали «Декларацию» митрополит Сергия. В ней архиереи выразили верность иерархическому подчинению Патриаршему местоблюстителю митрополиту Петру и объявили о самостоятельном управлении Ярославской епархией.

17 февраля 1928 г. был арестован и выслан в Могилёв, находясь в заключении в 6 верстах от города в Буйничском Свято-Духовом монастыре.

11 апреля 1928 г. митрополит Сергий принял решение уволить архиепископа Серафима от управления Угличским викариатством. Однако митрополит Сергий ценил архиепископа Серафима. По свидетельству современников, архиепископу Серафиму в случае примирения с митрополитом Сергием был предложен сан митрополита и любая епархия, но он ответил: «предпочитаю страдать за Церковь». В мае 1928 г. было принято решение предать его каноническому суду, временно запретить священнослужение в Ярославской и Московской епархиях, потребовать в месячный срок выразить послушание митрополиту Сергию и Синоду.

Существует информация, что в мае 1928 г. владыка примирился с митрополитом Сергием, однако, в любом случае, остался при своей позиции. По другим данным, владыка Серафим направил заместителю местоблюстителя новое послание, повторяющее основные мысли предыдущего. В любом случае, назначений на церковные должности от митрополита Сергия он не принял. Его дальнейшая судьба — постоянное пребывание в ссылке и лагерях — свидетельствует об отказе от тех компромиссов с властями, которые владыка Серафим считал недопустимыми.

Архиепископ Серафим делал дневниковые записи, в которых описывал как в тяжелейшей обстановке 1920–1930-х гг. при постоянной угрозе обыска и ареста мало кто из видных церковных деятелей отваживался вести и хранить дневниковые записи. Они легко могли попасть в руки Госбезопасности и превратиться в «вещдоки» «преступной антисоветской деятельности» их авторов.

20 января 1929 г. написал «Послание», в котором продолжал обличать политику митрополита Сергия; послание, в частности, гласило: «все прещения, наложенные и налагаемые так называемым Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием и его так называемым временным Патриаршим Синодом, незаконны и неканоничны, ибо митрополит Сергий и его единомышленники нарушили соборность, прикрывши её «олигархической коллегией», попрали внутреннюю свободу Церкви Божией, уничтожили самый принцип выборного начала епископата… Митрополит Сергий, увлекающий ныне малодушных и немощных братий наших в новообновленчество, нашего доверия не оправдал». Послание было опубликовано в официальном органе Архиерейского Синода РПЦЗ «Церковные ведомости».

Послание не имело большого влияния, если не считать некоторых попыток представителей РПЦЗ опереться на него. Например, в 1930 г. редакция «Церковных ведомостей» сообщала: «В настоящее время подавляющее большинство епархий окончательно отделилось от митрополита Сергия и руководствуется в своей церковной жизни известным посланием Высокопреосвященнейшего Серафима, епископа Угличского».

2 марта 1929 г. архиепископ Серафим был арестован в Буйничском монастыре. 14 марта ему было предъявлено обвинение в распространении антисоветских документов; 17 мая 1929 г. осуждён Особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР по указанной статье и приговорен к трём годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.

На Соловках на строительных работах, поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, упал с лесов и сломал ребра, которые плохо срослись, что сделало его инвалидом.

Осенью 1930 г. архиепископ Серафим был отправлен на строительство Беломорканала.

Осенью 1931 г. переведён на «материк» — командировка «Новая биржа» около Май-Губы, где находился на инвалидных работах.

В марте 1932 г. отправлен в Коми-Зырянскую область.

В 1933 г. вновь осуждён к трем годам ссылки, которую отбывал в Архангельске.

Существуют сведения, что примерно в 1934 г. им было написано ещё одно послание, в котором митрополит Сергий (Страгородский) объявлялся запрещённым в священнослужении за «антиканоническую деятельность», начиная с 1927 г.

В 1934 г. вновь арестован по обвинению в создании новой «контрреволюционной организации сторонников истинно-православной церкви» и приговорен к пяти годам лишения свободы в лагере. Заключение отбывал в Кемеровском ИТЛ, по другим данным, в г. Свободном Амурской области.

В 1937 г. арестован в лагере и 4 ноября расстрелян.

В 1981 г. решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Серафим (Самойлович) канонизирован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. 20 августа 2000 г. на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви причислен к сонму Новомучеников и исповедников Российских.