Рождественское послание Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского, освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Переславской епархии Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Из Адамова состава рожден и дан верным Сын, юный Отрок,
Он Отец и Начальник будущего века и называется Ангелом великого совета;
Он Бог крепкий и содержащий все творение в своей власти
(6-я песнь канона Рождества Христова)

Мы верим и исповедуем, что рожденный Пресвятой и Пречистой Девой Марией Сын — есть не кто иной, как Спаситель мира Христос, Он — Помазанник, Он — Мессия, Он — Примиритель, Он Тот, Кого многие столетия ждало измученное последствиями грехопадения прародителей человечество. Его приход в мир — исполнение древних пророчеств. Одно из самых ярких и невероятно тёплых пророчеств о Нём частично цитирует Сам Христос на страницах Евангелия от Луки, это слова пророка Исайи: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы. Проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Ис. 61, 1-3).

Но если мы откроем другое Евангелие — Евангелие от Матфея — то увидим, что Рождество Христово не вызвало каких-либо благих изменений в мире, напротив, вслед за Рождеством последовали ужасные события: Ирод Великий искал родившегося Младенца Иисуса, пытался Его уничтожить и ради этого дал бесчеловечное повеление «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2, 16), что привело к исполнению печального пророчества Иеремии: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2, 18).

Не произошло каких-либо безоговорочных сдвигов в лучшую сторону и после Христова Воскресения. Войны, страдания, болезни, грех и смерть по-прежнему властвуют в мире. Конечно, ещё древние богословы предпринимали попытки согласовать свидетельство пророка Исайи о мессианской эре и то, что мы видим вокруг себя. Были среди этих богословов и те, кто говорил, что после Христова Пришествия войны стали менее жестокими, и что мир вообще постепенно меняется к лучшему. Правда, все, кто так считал, жили до наступления XX века, который, как мы знаем, показал, что попытки буквального прочтения пророчеств о Христе — не более, чем самообман. Мир не становится лучше. Поэтому нам стоит искать иной подход, нам стоит помнить, что Сам Христос Спаситель никогда и нигде не говорил, что с Его Пришествием мир превратится в подобие рая, напротив, Он предупреждал о грядущих невзгодах и трагедиях. Но в чём же тогда смысл слов пророка Исайи? О каком «утешении всех сетующих» он говорил?

Смысл слов пророка откроется, если мы увидим, что в его описании мессианской эры — эры Христа Спасителя — самое важное — это не детали, самое важное в его словах — это любовь Божия, и возвещение возможности всегда пребывать в этой любви так, как писал апостол Павел в Послании к Римлянам: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38-39). А где любовь, там и свобода. Там, где принимается спасительное слово Христа и Его Евангелия, наступает спасение, исцеление, многостороннее освобождение человека и общества. Но тогда, когда Сам Христос цитировал слова пророка Исайи в капернаумской синагоге, у Его слушателей возник вопрос: «не Иосифов ли это сын?» (Лк. 4, 22). Говорит Он прекрасно, всем нравятся Его слова, но — кто Он? Вслед за первыми словами общественного служения Христа идёт сомнение.

Собственно, схожая реакция на Его слова о свободе и о любви Божией возникает всегда. Она разная на разных уровнях, она отличается от человека к человеку, но она почти что неизбежна. Сомнения мешают воспользоваться тем даром, о котором говорит Христос Спаситель. А время, между тем, течёт неумолимо и необходимо оно, в первую очередь для того, чтобы научиться не сомневаться в истинности слов Христа, не сомневаться в том, что Он есть Сын Божий, что через Него и Им сотворен мир, что мы «Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28).

Дай нам всем Бог использовать время по назначению, не бояться сомнений, идти им навстречу, быть честными с самими собой и через молитвенный труд находить ответы с тем, чтобы всегда и во всём, несмотря ни на что, жить в присутствии всепобеждающей любви Воплощённого Бога Господа нашего Иисуса Христа!

С Праздником! Христос раждается, славите!

Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Рождество Христово, 7 января 2021 года, г. Переславль-Залесский