К истории почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в Переславле-Залесском

Елена Шадунц
Автор

Доклад Пленарного заседания регионального этапа XXIX Международных Рождественских чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» старшего научного сотрудника Переславль-Залесского музея-заповедника Елены Константиновны Шадунц «К истории почитания святого благоверного великого князя Александра Невского в Переславле-Залесском».

Переславль-Залесский считается местом рождения, крещения и княжеского пострига князя Александра Невского. На вопрос: «Кто, как вы думаете, «гений места» нашего города?» — большинство переславцев с уверенностью отвечает: «Александр Невский». Многие иногородние знают Спасо-Преображенский собор, как собор Александра Невского, и удивляются: «Разве не так? Ведь он здесь родился, его здесь крестили…»

Между тем, летописи ничего не сообщают о месте и дате рождения второго сына Переславского князя Ярослава Всеволодовича. Дата 30 мая (12 июня по новому стилю) 1220 года — впервые была приведена русским историком XVIII века Василием Татищевым в «Истории Российской». Современные историки вычисляют дату рождения Александра Невского по датам дальнейших упоминаний летописей. Например, Владимир Андреевич Кучкин обосновывает день 13 мая 1221 года (по старому стилю), опираясь на дату праздника патронатного святого князя, мученика Александра Римского и сведения о рождении первого сына Переславского князя Ярослава Всеволодовича.

В Лаврентьевской летописи есть запись под 6727 (1219) годом: «Того же лета родися Ярославу сын, и нарекоше имя ему Феодор». Поскольку Ярослав в это время был князем Переяславским, то местом рождения первенца Феодора подразумевается город Переяславль-Залесский, крещения — собор Святого Спаса.

Первое летописное упоминание имени второго княжеского сына, Александра, появляется только в Новгородских летописях под 6736 (1228) годом: «Ярослав поиде с княгинею из Новагорода Переяславлю, а в Новегороди остави 2 сына свои, Феодора и Александра, с Федор Даниловичем и с тивуном».

Никаких сведений о детстве будущего героя летописи и первый агиографический источник «Житие великого князя Олександра, сына Ярославля, внука Всеволожа», не приводят. В Софийской 1-й летописи житие Александра начинается с небольшого предисловия, где даны самые важные сведения: «Сей бе князь великый Александр Богом рожен от отца боголюбива и мужелюбца, паче же и кротка, великаго князя Ярослава Всеволодича и от матери святыя великие княгини Феодосии». В Лицевом летописном своде из собрания РНБ помещены два изображения с подписями, характеризующими происхождение и воспитание будущего святого: «всякому делу благу научен бысть от благочестиваго си отца, богомудраго и державнаго Ярослава Всеволодича, и святыя своя матере, боголюбивыя великиа княгини Феодосии, иже наречена бысть во иноческом чину Еуфросиниа, от них же воспитан бысть во всяком добром наказании. И тако вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господня и творити я во всем; бе бо повелику чтяше священнический и мнишеский чин».

Представление о том, как прошли княжеский постриг и обряд посажения на коня у Фёдора и Александра в возрасте 2-3 лет, основаны на летописных описаниях этих обрядов для их отца и других княжичей. Переславль-Залесский в то время был единственным городом, где княжил их отец. Однако в 6731 (1222 или 1223) году Ярослав Всеволодович впервые был призван новгородцами для военных действий против Литвы. Новгородская первая летопись упоминает, что Ярослав был в Новгороде с «княгынею и с детми», и вернулся в том же году по своей воле в Переславль. Поэтому считается, что княжеский постриг Александра произошёл в переславском Спасо-Преображенском соборе.

В январе 1231 года сыновья Ярослава Фёдор и Александр были «посажены» отцом в Новгород без указания имён опекунов, что означало вхождение в княжеские обязанности и ответственность. В 1233 году после скоропостижной кончины Фёдора княжич Александр остается старшим среди сыновей и наследников Ярослава Всеволодовича. Заняв Киев в 1236 году, Ярослав сажает Александра самостоятельно княжить в Новгород.

Новгородская 1-я летопись упоминает об отъезде князя Александра из Новгорода «к отцу в Переяславль с матерью и с женою и со всем двором своим» летом 1240 года после Невского побоища, но в том же году новгородцы отправили «владыку Спиридона с молбою к Ярославу по князя Александра».

В Никоновской летописи уточняется, что Александр «пошел в Переславль на княжение иже на Клещине озере». Его пребывание в Переславле, очевидно, было недолгим, поскольку до 1247 года Александр постоянно княжил в Новгороде.

После получения в 1249 году Киева и всей Русской земли, Александр возвращается в Новгород, а в 1252 году отправляется в Орду к сыну Батыя Сартаку. Тем же летом, на «Боришь день» — 24 июля, день памяти святых князей Бориса и Глеба — Неврюева рать берёт Переславль, который пытаются защищать полки братьев Александра, князей Андрея и Ярослава. «Царевич же Невруй с татары своими взяша Переславль, иже на Клещине озере, и яша княгиню Ярославлю и з детми и убиша ея, а иные дети Ярославли в полон поведоша, а воеводу их Жидислава убиша и люди вся в полон поведоша, и все имение взяша, и идоша в Орду».

По какой причине семья Ярослава Ярославича оказалась в Переславле, а не в Твери? Некоторые историки полагают, что первоначально Переславское княжество было дано в управление Ярославу. В.А. Кучкин считает, что, сев на Владимирский стол в 1252 году, «Александр заставил другого смутьяна, брата Ярослава, променять ему свое Переяславское княжество на его Тверское». Впоследствии на месте битвы с Неврюевой ратью был основан Борисоглебский на Песках монастырь, известия о котором находим в житии Димитрия Прилуцкого (XIV век). Вполне возможно, что основание Борисоглебского монастыря в Переславле произошло по велению князя Александра, который «воздвиже церкви по пленении Невруеве».

Летописи и Степенная книга Царского родословия точно указывают только дату преставления (смерти) князя Александра Ярославича, в лето 6771 месяца ноября 14 день. Впоследствии Переславское княжество унаследует второй сын Александра, Дмитрий, и его род. По наблюдениям исследователей, прозвище «Невский» у Александра Ярославича, внука Всеволожа, впервые зафиксировано в начале XV века, в летописной статье «А се князи русьстии». Там же перечислены сыны Александра, среди которых «Дмитрии Переяславьскыи». Между тем, прозвище князя Александра Ярославича перешло к его потомкам и спустя почти четыреста лет после смерти последнего переславского князя сохранялось в местном предании. В Описи собора 1701 года среди икон, находившихся в правой части собора, был «Образ Иоанна Предтечи писан красками ветх на гробе великого князя Иоанна Дмитриевича Невского». В убранстве церкви упоминаются «на гробницах великого князя Димитрия Невского три покрова суконные черные и в том числе покров червчатый ветхи. Да на тех же гробницах два покрова суконных на коришной цвет положены крашениною кресты нашиты кружево серебряное».

Хотя первая редакция Жития благоверного князя Александра записана в Лаврентьевской летописи под 1263 годом и создана современником князя, канонизация Александра Невского в лике святых происходит только в 1547 году.

Церковная коммеморация святого благоверного князя Александра Невского в Переславле-Залесском начинается только в середине XVIII столетия. Первая церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского в Переславле-Залесском появилась по указу епископа Амвросия (Зертис-Каменского). В августе 1754 года епископ Амвросий запретил строить у стен Горицкого монастыря каменную приходскую церковь Подгорной слободы на месте прежде бывшей деревянной. Место для строительства было выбрано на другой стороне Большой Московской дороги, где также была Подгорная слободка Горицкого монастыря. Церковь Подгорной слободы до этого времени называлась Сергиевской, однако в резолюции Амвросия было сказано следующее: «на показанном благоспособном месте построить самым изрядным мастерством деревянную церковь, или ежели возможно каменную церковь с приделом; из которых настоящей быть во имя святаго благовернаго князя Александра Невскаго, по тому резону, что он (как из истории явствует) из князей Переславских, а придельной во имя преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца».

Деревянная Александроневская церковь была освящена в 1755 году и только в конце 1778 года началась её перестройка в кирпиче. Первым был освящён теплый придел Александра Невского (1783 год), а в 1785 году — основной престол во имя Сретения Господня.

Вторая церковь во имя святого Александра Невского была построена в девичем Богородицком монастыре «внутри города» на месте деревянной церкви Алексея, митрополита Московского, и освящена в 1756 году. Посвящение престола было связано, вероятно, с патронатным святым ктитора — Александра Филипповича Угримова.

Образ Александра Невского, написанный в 1758 году на своде Успенского собора согласно указу Святейшего Синода от 15 июня 1724 года в великокняжеских одеждах, является первым изображением святого князя в интерьере переславских церквей. В 1836-39 годах святой благоверный князь Александр Невский был написан артелью братьев Медведевых на столпе Феодоровского собора. Во второй половине XVIII – XIX веках почти в каждом переславском храме находились иконы благоверного великого князя Александра Невского.

Авторы первых краеведческих изданий о Переславле-Залесском вслед за историком Михаилом Михайловичем Щербатовым отмечали святого благоверного князя Александра Ярославича Невского среди переславских князей.

Местность возле села Городище к северо-западу от Переславля называется Александровой горой. До начала XVII века здесь находился Александров монастырь, запустевший после Смутного времени. В XVIII веке его земли переходят к Никитскому монастырю без возобновления обители.

В 1853 году на Александровой горе провёл раскопки археолог Павел Степанович Савельев. Был обнаружен культурный слой глубиной до 3,5 м. Стратиграфия находок дала основание Алексею Сергеевичу Уварову определить, что уже в середине XIII века здесь была церковь с христианским кладбищем, сожжённая не ранее 1350 года. Монастырь возобновлялся до начала XVII века, о чём говорят находки монет, датированных надгробий и предметов монастырского быта.

Постепенно забывается причина, по которой пустынная местность у озера получила название Александровой горы. Очевидно, в XIX столетии сложилось народное предание о том, что Александр Невский построил на берегу Плещеева озера, на горе близ древнего городища Клещино терема, в которых и жил, пока восстанавливал город после Батыева разорения. Эта легенда оказалась занесена в церковную летопись Рождественской церкви находящегося неподалеку села Городище.

Новая волна интереса к фигуре Александра Невского возникает в советское время. В 1938 году режиссер Сергей Эйзенштейн снимает в Переславле некоторые эпизоды фильма «Александр Невский». 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского как военный орден для награждения командного состава Красной Армии. Среди его кавалеров было несколько переславцев: Василий Кротиков, Александр Галеев, Василий Котюнин, Виктор Горшунов.

В здании Спасо-Преображенского собора, близ которого родился прославленный русский герой, 2 сентября 1945 года был открыт единственный в СССР музей, посвящённый памяти великого полководца. Музей объединил в своей экспозиции подвиги далёких предков и героизм солдат последней, только что отгремевшей войны. Создание этого музея и возрождение интереса переславцев к судьбе знаменитого земляка, прославленного полководца и государственного деятеля — заслуга директора Переславского музея Константина Ивановича Иванова. По его инициативе также начинается деятельность по установке в Переславле-Залесском памятника Александру Невскому.

В связи с 800-летием Переславля-Залесского в 1952 году Совет Министров Союза СССР разрешил воздвигнуть в городе памятник — бронзовый бюст Александру Невскому. Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР поручил проектирование и изготовление памятника автору проекта памятника Юрию Долгорукому в Москве скульптору Сергею Михайловичу Орлову. Сталинская премия II степени была присуждена С.М. Орлову в 1946 году за его крупноразмерные фарфоровые скульптурные композиции «Мать», «Александр Невский» и «Сказка», выполненные на Дмитровском заводе в годы войны.

Открытие памятника предполагалось приурочить к 690-летию со дня смерти Александра Невского в ноябре 1953 года. Однако авторская работа над бюстом заняла несколько лет, прежде чем был найден образ «государственного характера народного героя». Памятник был установлен 28 декабря 1958 года.

В 1990-е годы в день города на Красной площади у памятника Александру Невскому стали проводить костюмированные праздники, посвящённые детству знаменитого полководца. Среди школьников проводились конкурсы, выбирался «княжич», и воспроизводился обряд «посажения на коня» — посвящения в князья.

Но не всё было так безоблачно. 13 мая 2004 года был совершен акт вандализма: на восточном и южном фасадах постамента памятника Александру Невскому была нарисована фашистская свастика. Местные журналисты недоумевали — за что патриота Невского наградили свастикой? Через неделю хулиганы были обнаружены. На допросе молодые люди пояснили, что никакого специального умысла по отношению к князю не имели, «просто захотелось порисовать» на всём подряд.

Новая волна интереса переславцев к личности знаменитого земляка началась после проведения Всероссийского конкурса «Имя России». В городе был открыт частный музей Александра Невского. Жительница Переславля Тамар Александровна Головина в поэтической форме переложила для детей «Житие Александра Невского». Владелец музея Александра Невского Владимир Николаевич Корюгин профинансировал публикацию «Сказания о жизни и подвигах Александра Невского», которую проиллюстрировали учащиеся Переславской школы искусств.

Переславский скульптор Алексей Владимирович Чирков создал модели скульптурных композиций, посвященных святому благоверному князю «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» и «Подвиг русской семьи — посвящение в воины святого Александра Невского».

В год празднования 1000-летия Крещения Руси начинается возвращение церквей верующим. В Сретенской церкви с приделом Александра Невского богослужения в приделе начались осенью 1988 года, церковь стала вторым в городе действующим храмом.

Церковь Александра Невского передали общине верующих в 1991 году в аварийном состоянии. С 1930 года в бывшей церкви размещались мастерские, а в алтаре — хлебный магазин. Проводимая в 1966-1971 годах реставрация храмов (восстановлены обветшавшие кровли, сложное покрытие маковиц, главы, кресты) не была завершена. В церкви Александра Невского стояли строительные леса, а по центру свода трапезной проходила продольная трещина. Священник Сергей Климов, назначенный настоятелем Александроневского храма, на народные средства провёл ремонт в церкви. Был устроен иконостас (мастерская Поляковых, Переславль), написаны новые и пожертвованы старинные иконы. В 1993 году в храм были переданы частицы мощей святого благоверного князя Александра Невского. С 2015 года храм Александра Невского является кафедральным собором Переславской епархии. Икона с частицей мощей Александра Невского находится также в Знаменской церкви Переславля-Залесского.

В 2019 году в серии «Библиотека ярославской семьи» вышла книга «Переславль-Залесский — родина Александра Невского». В ней можно увидеть схему маршрута по местам, связанным с Александром Невским, в городе Переславле и его окрестностях.

В 2021 году Переславский музей-заповедник откроет новую историко-археологическую экспозицию, посвященную 800-летию Александра Невского.

Похожие публикации