13 июня 2022 года, в день Святого Духа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме в честь Святого Духа в селе Новом Переславского района.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Александр, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём Святого Духа — престольным праздником этого во многих смыслах замечательного храма!
Духовский храм села Новое — своего рода визитная карточка всей нашей епархии и, более того, всей Ярославской области, ведь это первый храм, который видят гости нашей области, он создаёт первое впечатление. Я очень надеюсь, что у вас, отец Александр, и у ваших помощников не оскудеют силы для поддержания храма в надлежащем благолепном виде.
Мне бы хотелось обратить ваше, дорогие друзья, внимание на одну из фраз сегодняшнего евангельского отрывка. Конечно, не совсем корректно говорить о более важных и менее важных словах Христа Спасителя, все Его слова — бесценны и существенно необходимы для вхождения человека в Небесное Царство. Но если всё же попытаться выделить центральные слова нынешнего евангельского отрывка, то таковыми будут, пожалуй, слова о воле Бога-Отца: «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18, 14). Нет тех, кого Бог приуготовил к погибели и вечному мучению, нет тех, о ком Бог не заботится и кого не пытается привлечь к Себе, и нет того возраста, в котором обращение к Богу не было бы возможным, более того, нет и тех грехов, которые лишили бы человека возможности обрести Божию милость. Из этого следует крайне важный вывод: обращение к Богу напрямую зависит от веры, и если путь к Богу открыт для всех, значит и дар веры тоже подаётся всем, если же у человека нет веры, значит он так или иначе отказался от неё. Ведь Бог вместе со стремлением спасти всех, никому ни спасение, ни Самого Себя не навязывает, Он лишь приглашает, а вот отклик на это приглашение — целиком в воле человека. Если же кто-то говорит, что у него нет веры, то это означает одно: человек не хочет верить.
У веры, как мы знаем, есть множество определений. Но ни одно из них не говорит о вере как о некоем чувстве или как об эмоции. Если взять наиболее известное определение из Послания апостола Павла к Евреям, то оно говорит о некоем интеллектуальном состоянии: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Чтобы достичь этого состояния необходимо совершить некоторые действия, в частности, откликнуться на призывающий голос Божий и начать жить так, будто бы вера уже стала личным достоянием. Конечно, здесь можно возразить и сказать, что человек может и вовсе не слышать никакого призывающего голоса, но это не так, такая позиция содержит в себе некоторое лукавство, ведь голос Бога — это не то, что звучит в голове, он не имеет ничего общего с психическим расстройством, голос Бога — это весь окружающий нас мир, достаточно просто быть к нему внимательным, чтобы истина бытия Божия перестала быть сокрытой. Вместе с этим, есть и внутреннее стремление человека ко благу. Зачастую это стремление ничем не мотивировано и идёт в разрез с общественными устоями, и оно — тоже призывающий голос Бога, если на него откликнуться, то вера начнёт возрастать в человеке и приносить свой спасительный плод.
Дай Бог, чтобы наша с вами вера восходила от силы в силу, чтобы мы были внимательны к голосу Божию, и чтобы во всём и всегда поступали так, как того хочет от нас Бог!