28 июля 2020 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме-часовне святого князя Владимира в селе Охотино Переславского района.
В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии ктитор храма Владимир Николаевич Ермошин был удостоен архиерейской грамоты.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Сегодня мы вспоминаем равноапостольного князя Владимира, человека, благодаря которому наше отечество стало христианским.
На тему выбора, сделанного равноапостольным князем, написано и сказано невероятно много. Так как, совершённое им, напрямую касается государства, то в написанном и в сказанном неизбежно присутствует та или иная идеологическая подоплека. Существует весьма распространённое мнение, что его выбор был исключительно политическим и связан со стремлением к сближению с Византией. Возможно, это так. Вообще, отдаленность от нас события крещения Руси позволяет выдвигать самые разные гипотезы. Мало о чём можно сказать с абсолютной достоверностью.
Тем не менее, есть то, что известно доподлинно: невероятно глубокое восприятие евангельского благовестия самим князем Владимиром.
В качестве противоположного примера возьму самого себя. Я учусь христианству уже третий десяток лет. За это время со мной много чего произошло, и каким-то чудом я оказался носителем сана епископа. Но могу ли я сказать, что я понял христианство и стал христианином не по букве, а по сути? Думаю, что нет. Почему? Потому что мир вокруг меня не меняется, я не стал тем, кто способен что-то радикально изменить. Тогда как об изменении окружающего мира, как о достоверном признаке веры, говорил Сам Христос.
Мы знаем, что апостолы были самыми разными и всегда очень простыми людьми. Они были избраны Богом, им был дан Дух Святой. Но всё это не искоренило их личность. Ещё до сошествия Святого Духа этих людей отличала крайняя решимость, она была облагорожена верой, она была укреплена знанием, она была наставлена Духом.
Подобное мы видим и в жизни равноапостольного князя. У него не было за плечами десятилетий обучения христианству. Как не было их у апостолов. Особенно же у апостола Павла, отрывок из послания которого читался сегодня за Литургией. Но в этом отрывке Павел уверяет, что он благовествует не человеческое Евангелие, но данное ему откровением Иисуса Христа. Действительно, он не читал о Христе, он не слышал Его изречений, он вообще был настроен, мягко говоря, скептически. Но после своего призвания к апостольскому служению он начал учить точно тому же, чему учили другие апостолы, те, кто провёл со Христом три года Его земного служения.
Мы веруем, что Дух Святой живёт и действует в Церкви. Но при этом Он не действует без человека. Каждый из нас может совершенно «заблокировать» действие Духа в самих себе. Именно это чаще всего и происходит. Конечно, первопричина этого кроется в грехе, но сам по себе грех — это не только проявление искаженного грехопадением естества, это ещё и отсутствие решимости жить по-новому, так, как мы призваны жить, так, как мы можем жить.
У равноапостольного князя Владимира такая решимость была. И тот факт, что мы сегодня чтим его память — яркое тому подтверждение.
Нам же остается просить его о помощи, о том, чтобы хотя бы маленькая толика той христианской решимости, которая была у него, передалась и нам. Чтобы мы перестали бояться быть христианами по сути, чтобы не было у нас страха в доверии Христу, и чтобы мы жили исключительно этим доверием, а не попытками всё просчитать и ни в чём по-человечески не ошибиться.