24 апреля 2019 года, в Великую Среду, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе.
За богослужением к празднику Святой Пасхи ряд клириков епархии были удостоены богослужебных иерархических наград.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие отцы, братья и сестры! Отцов я сердечно поздравляю с богослужебными иерархическими наградами. Надеюсь, они послужат для вас добрым стимулом к дальнейшему труду на благо Святой Православной Церкви. Я вспомню себя в то время, когда еще имел возможность получать богослужебные иерархические награды. Эти награды — в общем-то, их у меня не так много было — каждый раз побуждали меня к дополнительной борьбе со страстями. Надеюсь, что и у вас будет также.
Я вам даже немножко завидую. Казалось бы: ну священник и священник. С наградой или без он точно также совершает Литургию. Но все равно — внимание со стороны епархиальной власти, да и вообще внимание всегда дорого. Мы архиереи лишены этого, у архиереев нет богослужебно-иерархических наград, как вы знаете.
Мы с вами сегодня только что совершили последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. Сделали сейчас последние три поклона. Я особенно хочу подчеркнуть этот момент. Устав далее запрещает делать земные поклоны до дня Святой Троицы, кроме поклонов перед Плащаницей. Поклоны сами по себе в воскресные дни, в двунадесятые праздники, — словом, там, где не предписывает их устав, — нам, может быть, и кажутся проявлением ревности особой или особого благочестия. Но это не так.
В большинстве случаев это просто богословское непонимание того, что происходит. Люди, которые являются авторами нашего богослужебного Устава, были богословами в собственном смысле этого слово. Я не буду сейчас — хотя, конечно, можно вдаваться в богословские тонкости — разъяснять, почему в воскресные дни, в дни после Святой Пасхи, в саму Пасху, мы не делаем земных поклонов. Я просто вас призываю поверить нашим отцам и делать так, как они нам заповедовали, не внося ничего от себя, от своего непонимания и от своего невежества. А по сравнению с ними, мы все — глубокие невежды.
Сегодня мы с вами слышали, к чему приводят мнимое благочестие и ревность там, где ее не подобает проявлять. Сегодняшнее краткое евангельское чтение и день посвящены воспоминанию излияния благоуханного мира на Господа нашего Иисуса Христа. Мы слышали возражения Иуды Искариотского: «Зачем такие траты? можно продать и раздать нищим!» Христос молчит, а он говорит. Христос в этот момент вообще ничего не говорит о нищих, но Иуда проявляет особое благочестие и особое благорасположение к нищим. Мы знаем, чем это было вызвано. И знаем, что это было мнимое благочестие и ложная забота о нищих. Так вот в нашей жизни, если снова провести параллель с нашими поклонами и неуставными действиями, то мы тоже зачастую проявляем ревность там, где ее не стоит проявлять, там, где Христос и Церковь не повелевает нам этого делать.
Мне думается, что воспоминания сегодняшнего дня, в том числе про это, а еще про то, что у нас должна быть очень четкая жизненная иерархия. Нищие, социальное служение, семья, свои личные интересы, — много чего может быть, но это все должно быть вторично по отношению к богоугождению, к богослужению и молитве. Сначала Бог — потом все остальное. Сначала Бог, а дальше выстраивай иерархию, как знаешь. Семейный человек, конечно, ставит на второе место семью, а затем — свои интересы. Климент Александрийский в свое время на эту тему говорил, что если богослужение мешает тебе заботе о нищих, то оставь нищих и займись богослужением.
Но в то же время и заботу о ближних нельзя оставлять. Это тот царский путь, к которому мы призваны. Мы должны помнить и понимать, что всему свое время. Если же мы уклоняемся от этого в ту или иную сторону, то это неизбежно приводит к тяжелым нравственным последствиям и тяжелым грехам. Дай Бог нам с вами идти по царскому пути. Тому пути, который намечен нашим богослужебным Уставом, тому пути, который намечен нашими предшественниками, тому пути, по которому прошли все святые. Нам оставлено гигантское многоценное наследие. Если мы его будем изучать, тщательно изучать, с умом изучать, копировать его дух и логику в своей жизни, то нам, собственно говоря, нечего бояться. Нечего бояться посрамления в этом мире или в жизни будущего века.
Дай Бог нам всем достигнуть Царствия Небесного, следуя по этому пути!