3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком Даниловом монастыре Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры, Богу содействующу мы совершили с вами молитву великого покаянного канона.

Среди множества имен великого покаянного канона есть упоминание Ровоама и Иеровоама. Ровоам был сыном Соломона, Соломон, в свою очередь, был сыном Давида. Соломон в юности просил у Бога мудрости, и Бог дал ему этот дар. Но своей жизнью он лишился этого дара. За заслуги его отца, Давида, Бог не погубил царство Соломона, но сказал, что после его смерти у царства будут серьезные проблемы.

То, что произошло с Соломоном, очень важно. Дары от Бога, вымоленные дары, может быть заслуженные дары или же нечаянные дары с течением времени усваиваются нами и начинает казаться, что это то, что нам принадлежит, то, что является неотъемлемым. Поведение и отношение к жизни Соломона в последнее десятилетие его жизни, далеко от мудрости. Получается, что любого дара от Бога можно лишиться и даже может быть не почувствовать, как это произошло, если начать пренебрегать Божиим даром. Но это предыстория, если же по-простому перефразировать тропарь преподобного Андрея, получается, что Ровоам просто глупый человек, а Иеровоам — подлец. Для Иеровоама преподобный Андрей использует более хлесткие уничижительные характеристики. Почему? Ведь, в общем-то, Иеровоам поступил правильно.

После смерти Соломона Ровоам, у которого не было мудрости изначально, судя по всему, он был очень недалеким человеком, сказал, что продолжит политику отца — политику угнетения народа и взимания непосильной дани, и даже ее увеличит. После этого случился раскол в обществе и основная часть Израиля — 10 колен выделились в отдельное Северное царство. Во главе этого царства стал Иеровоам. Вроде все справедливо. Действительно, социальная проблема, серьезная социальная проблема, — высокие налоги. Такая политика царя, правителя, ни к чему хорошему не ведет. Большая часть народа поступила по справедливости, они попросту отделились. Независимое политическое образование. Через какое-то время это политическое образование осознало, что раз они независимы, а религиозный центр находится в Иерусалиме, то с этим надо что-то делать, надо разрывать связь с Южным царством — с Иудеей. Тогда они решили сделать свой жертвенник, свой храм, аналог Иерусалимского храма. Они решили поклоняться Богу на другом месте. Отголосок об этом, мы слышим в беседе Христа с самарянкой.

Но что происходит дальше? В Северном царстве раньше началось нравственное падение, в итоге они были уведены в плен раньше. Южное царство оказалось в плену чуть позже, но оно вернулось, а Северное царство растворилось, исчезло, нет его. Эти десять израильских колен попросту исчезли.

Получается, что решение Иеровоама идти по пути справедливости, человеческой справедливости, привело к гибели, как народа, десяти израильских колен.

Отсюда можно сделать простой вывод, что те действия, те мысли, которые приводят к расколу, неважно к межличностному или общественному, какими бы они не были справедливыми в глазах человеческих, они несправедливы в глазах Бога. И тот, кто поощряет раскол, каким бы справедливым он не был и неважно на каком уровне, этот человек совершает очень серьезный грех. Такой же грех, какой совершил Иеровоам. Раскол можно учинять различными путями. Можно просто как-то нелестно отозваться о человеке, может быть справедливо, но нелестно. Священное Писание призывает нас в таком случае молчать. Когда мы не можем ничего хорошего сказать, лучше молчать. А еще лучше попытаться исцелить эту рану, может быть слукавить, но сказать что-то хорошее, чтобы не было межличностного раскола. Иначе мы с вами рискуем оказаться там же, где оказался Иеровоам, и тоже стать антигероями.