28 августа 2020 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе города Мышкина торжественно отметили 200-летний юбилей храма.

Грандиозный пятиглавый храм в честь Успения Божией Матери — старейший собор города Мышкина, был возведён в 1805-1820 годах по проекту итальянского архитектора Иоганеса Манфрини. Он был заложен архитектурной доминантой в соответствии с планом городской застройки 1777 года — на холме, в центре большой торговой площади, в окружении торговых рядов, домов купцов и дворян. В 1829–1832 годах артель известного крепостного художника Тимофея Медведева расписала стены храма. В технике гризайль художники изобразили сцены из Нового и Ветхого Завета, а также имитацию архитектурных элементов — карнизов, колонн и лепнины. Позже в храме появились витражные окна. Соборная площадь впоследствии застраивалась зданиями в классическом стиле. Они создавали с Успенским собором единый архитектурный ансамбль. Многие из зданий сохранились до сегодняшних дней. В 1917 году Успенский собор закрыли. Его колокола разбили, на колокольне соорудили водонапорную башню, в храме — склад. В 1992 году собор вернули верующим. К 2009 году завершились основные работы по его реставрации.

Служение праздничной Литургии возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист.

За богослужением молились глава Мышкинского муниципального района Ольга Викторовна Минаева, глава города Мышкина Евгений Владимирович Петров, многочисленные прихожане и гости храма.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Александр, дорогие прихожане и гости Мышкина, я поздравляю вас с праздником Успения Пресвятой Богородицы и двухсотлетним юбилеем этого прекрасного и по многим причинам знаменательного храма.

Очень надеюсь, что вашими молитвами, отец Александр, и молитвами вашей паствы Господь приведёт делателей, которые смогут воссоздать росписи этого храма. Они, к слову сказать, здесь сохранились относительно неплохо. Уже сейчас можно увидеть, как это должно быть. Для этого нужно поехать в Переславль, в Феодоровский собор Феодоровского монастыря, в котором недавно завершилась реставрация фресок. Как известно, эти храмы расписывались одними и теми же людьми — братьями Медведевыми. При этом артель использовала даже один иконописный стиль.

Мне хотелось бы сказать несколько слов о празднике Успения. В любое торжество Божией Матери литургические чтения, как апостольские, так и евангельские, не называют Виновницу события по имени и вообще, как кажется, обходят её вниманием. Так происходит практически в каждый праздник, кроме Благовещения. Евангельское чтение повествует о сёстрах Лазаря Марфе и Марии, о диалоге между ними и Христом, а также о некой женщине, которая выкрикивает реплику из толпы. Апостольское чтение из послания апостола Павла и вовсе содержит даже не слова самого апостола, а древний христологический гимн, который тоже не упоминает Богородицу. В этом чтении говорится о самоуничижении и смирении Сына Божия и о том, что через это Он получил Имя превыше всякого имени и Ему покоряется всё естество.

Это апостольское чтение положено в дни празднования в честь Божией Матери, потому что благодаря Её смирению и чистоте стало возможным само Боговоплощение. Каждый праздник Богородицы — это повод поразмыслить о смирении. Я прекрасно понимаю, как это слово набило оскомину каждому достаточно воцерковлённому человеку, но, тем не менее, мы постоянно его повторяем.

Понятие смирения включает в себя очень много смыслов. На мой взгляд, один из самых важных следующий: человек, которого можно назвать смиренным, — это не тот, кто ходит, потупив взор, и называет себя грешным, это тот, кто впустил Бога в свою жизнь и дал Ему возможность действовать. Когда человек находится с Богом, когда он стремится к Нему и в его жизни есть богообщение, тогда он не думает о себе самом, для него Бог является приоритетом, и слова Божии, Его заповеди находятся на первом месте. Такому человеку не интересен он сам, а интересен только Бог. Такого человека невозможно поколебать, оскорбить, унизить или испортить ему настроение, ведь он не настолько ценит собственную гордость. Но как достичь такого состояния? Какими средствами? Для этого необходим подвиг решимости жить в присутствии Божием. Бог Сам никого не заставляет и не принуждает к этому. Он сам не входит, если мы Ему не позволим. Божия Матерь позволила. И поэтому Её смирение Церковь сопоставляет со смирением Её Сына, Её славу — со славой Сына. Слава Божия и жизнь в вечности возможны только для тех людей, которые здесь и сейчас впустят Бога в свою жизнь и позволят Ему действовать.

Я очень надеюсь, что у нас получится дать место Богу, хотя это, конечно же, очень непросто, для этого нужен ежесекундный подвиг веры. Но если у нас получится, то станем сонаследниками славы Божией Матери и всех святых, от века Богу благоугодивших. Аминь.