30 марта 2021 года, в день памяти преподобного Алексия, человека Божьего, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Алексеевской пустыни.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, дорогие друзья, сердечно вас поздравляю с престольным праздником этого храма и юбилеем Алексеевской пустыни!

Отец Антоний на проповеди сказал много правильных вещей о необходимости благодарения за всё, что с нами происходит. Я же хочу поговорить с вами на несколько иную тему, мне хочется затронуть другие аспекты жития преподобного Алексия, человека Божия.

Все вы прекрасно знаете это житие — оно одно из самых странных произведений такого рода. Сюжет его вполне понятен, но непонятна суть жизни и подвига святого. Обычно, прочитав житие, мы начинаем сопереживать подвигу праведника или даже хотим ему подражать. В отношении жития преподобного Алексия ничего подобного не происходит. Что заставило его поступать таким образом? Почему он не мог просто уйти в монастырь? Зачем ему нужно было терзать своих родственников? Многие читатели жития преподобного Алексия не могут найти ответы на эти вопросы, они весьма соблазняются и глубоко сочувствуют родственникам святого.

В самом деле, в этом житии мы видим отсутствие милосердия в том смысле, в котором мы понимаем эту добродетель. Мы склонны полагать, что милосердие состоит исключительно в том, чтобы пытаться всеми возможными силами облегчить страдания тех, с кем мы соприкасаемся в нашей жизни, в том, чтобы помогать нуждающимся, быть, как написал апостол Павел, «для всех всем» (см. 1 Кор. 9, 22).

Но тот факт, что Церковь прославила и продолжает прославлять преподобного Алексия, указывает нам на ту грань милосердия, которая, как правило, остается вне сферы нашего внимания. Истинное милосердие не ограничивается рамками земной жизни, оно простирается дальше. Истинно милостив тот, кто в первую очередь заботится о вечной жизни, как своей собственной, так и тех, кого он любит. Понять и принять такую трактовку милосердия очень непросто, ведь оно переворачивает с ног на голову все наши о нём представления. Но именно так понимал эту добродетель преподобный Алексий, его целью было не только личное спасение, но и спасение близких, ради которых он нёс свой подвиг. Его путь вряд ли кто-то сможет воспроизвести, вряд ли когда-то подвиг этого святого будет понят в полной мере, ведь все мы, к сожалению, слишком порабощены видимой земной жизнью и не в состоянии узреть хоть что-то за её пределами.

Думаю, очень промыслительно, что центральный храм Алексеевской пустыни посвящён именно этому святому, ведь иеросхимонах Алексий с его соработниками пытаются оказывать милосердие такого же рода — они делают всё, для того, что помочь людям достичь Царства Христова. Такая помощь никогда не бывает простой, это не то же самое, что дать нищему десять рублей. Это милосердие иного порядка. И, как всякому добру, человеческое естество сопротивляется такой помощи, противится присутствию Бога в своей жизни. Воспитание самих себя в добродетели — очень болезненный процесс, который неизбежно сопровождается ропотом и непониманием. Далеко не все оказываются способны принять и понять действия отца Алексия и его помощников, точно так же, как многие христиане до сих пор возмущаются после прочтения рассказа о преподобном Алексие, человеке Божием.

Я же хочу пожелать всем здесь живущим, труждающимся, начальствующим, учащим и учащимся почаще перечитывать житие преподобного Алексия, всматриваться в его образ с тем, чтобы не только по имени, но и по сути быть его учениками. Пусть его молитвенное предстательство всегда пребывает со всеми вами!

Я всем вам желаю крепости духа, а отцу Алексию — скорейшего исцеления по милости Божией.