17 апреля 2021 года, в Субботу Акафиста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Похвалы Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Данилова монастыря.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с престольным праздником этого храма!

Я не знаю, по какой именно причине было принято освятить его в честь Похвалы Божией Матери, возможно, об этом знает братия монастыря и может меня просветить. Но я совершенно достоверно знаю другое: без Божией Матери не может быть христианского монашества, без Неё невозможно достичь успеха на этом жизненном поприще. Именно поэтому сложно найти монастырь, в котором не было бы храма, посвящённого Пресвятой Деве, именно поэтому монашескую республику Афон называют уделом Пресвятой Богородицы. Понимая всё это, монахи могут не смотреть на Божию Матерь не только как на Богородицу, но и как на Наставницу монахов.

Но в чём именно мы — монахи — должны Ей подражать? На что мы должны обратить своё внимание? Все знают о Её чистоте и целомудрии, эти состояния должны быть естественными и для монахов, но мне бы сегодня хотелось обратить внимание на два других аспекта.

Первый из них состоит в том, что Пресвятая Дева была абсолютно покорна воле Божией. К сожалению, такая покорность всегда была, есть и будет вызовом для нашего сознания. Несмотря на то, что мы принесли обеты, мы зачастую оказываемся неспособны принять волю Божию о самих себе. Каким образом это проявляется — вы все, дорогие братья, прекрасно знаете.

Второе, то, на чём я считаю необходимым остановиться особо: из Евангелия мы знаем, что после выхода Христа Спасителя на общественное служение Божия Матерь умолкает. Она присутствует на страницах Евангелия, но при этом Она молчит. Она полностью ушла в тень Своего Сына. Собственно, к тому же самому призваны и все мы: то, что мы говорим, то, что мы делаем, должно быть не нашим, но Христовым, а для того, чтобы иметь способность устранить своё «я» и стать проводниками Христовых слов, одним из главных наших занятий должно быть чтение и изучение Священного Писания. Если мы не понуждаем себя к этому, если для нас Писание представляет собой нечто факультативное, то мы неизбежно отходим от чистоты евангельской истины и привносим нечто свое. Здесь можно задать вопрос каждому из нас: сколько времени мы отводим на исследование Писания? Заучиваем ли мы его наизусть с тем, чтобы наш ум жил не какими-то иными образами, но образами священными? Это очень простые вопросы, надеюсь, что ответы на них не укоряют нашу совесть, если же мы чувствует нечто противоположное, то совершенно очевидно в каком направлении необходимо двигаться.

В начале этой недели я был в гостях в одной прекрасной многодетной семье. Меня всегда интересовало: каким образом родителям удалось воспитать всех своих детей в православной вере так, что в подростковом возрасте дети не начали бунтовать против домашнего православного уклада, так, что дети живут между собой очень дружно и с радостью занимаются всем тем, на что указывают им родители. Отмечу: я давно знаю эту семью, я регулярно с ними общаюсь и всё перечисленное — это не какое-то внешнее и первое впечатление. Мне уже давно было интересно то, каким образом родителям удалось достичь таких педагогических результатов. И в этот свой визит я спросил. Ответ был пространным, содержал много пунктов, первым из которых была обязательная регулярная совместная молитва. Старшие дети не смогли вспомнить, чтобы по каким-то причинам совместные утренние и вечерние молитвы не состоялись. Они в этой семье неизбежны как восход и закат. Вторым пунктом шло также ежедневное совместное изучение Священного Писания и трудов отцов Церкви. В этом принимают участие абсолютно все члены семьи. Более того, каждый из них в любой момент времени находится в процессе чтения того или иного труда духовно-нравственного или экзегетического содержания. И это не простое заявление: при мне отец опросил каждого ребенка и все они незамедлительно произнесли названия и авторов тех книг, которые они сейчас читают. Знаю, что если подобный вопрос задать многим из нас, то ответом станут лишь общие фразы или же невразумительное, простите, мычание. Были в ответе главы семейства и другие пункты. Но эти два шли первыми, именно на них он остановился особо.

Думаю, что эта методика подходит не только для семей, но и для монашеских братств и сестричеств. В монастырях есть совместные молитвы. Но есть ли совместное исследование Священного Писания и трудов отцов Церкви? Если нет и если нет индивидуального интереса к этим темам, то вряд ли мы сможем достичь способности быть в тени Христа Спасителя, ведь рано или поздно, но мы станем выдавать за христианство не Христово слово, а свои собственные измышления.

Очень надеюсь, что сегодняшний праздник станет дополнительным импульсом для каждого из нас к тому, чтобы ещё раз взглянуть на свою жизнь и попытаться выстроить её по примеру Пресвятой нашей Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии.