4 марта 2020 года, в среду первой седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— В одной из паремий, которая прозвучала за сегодняшним богослужением, мы услышали слова царя Соломона: «Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Притч. 2, 6). Мудрость, знание и разум — дар от Бога, но дар этот дается только тем, кто его ищет и жаждет, об этом автор книги пишет здесь же: «если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге». Этими словами Соломон настойчиво проводит мысль, что мудрость и разум — не некая данность, это то, к чему должно стремиться и то, что можно получить.

Очень похожие слова и аналогии использует и Господь Иисус Христос в описаниях Царства Небесного. К примеру, Евангелие от Матфея доносит до нас такие слова Христа: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45–46). Любопытно здесь то, что в обоих случаях для описания возвышенных и надмирных вещей используются весьма приземленные аналогии, эти аналогии настолько просты, что в свое время блаженный Августин Иппонийский вынужден был вступить в дискуссию с теми, кто видел в этих аналогиях восхваление сребролюбия и прочих видов стремления к наживе.

В самом деле, ведь и Христос, и Соломон говорят о стремлении к материальным сокровищам как о чем-то вполне естественном и даже в известной степени похвальном. Очень любопытны слова блаженного Августина, которыми он продолжает и развивает мысль Соломона: «Недостойно, оскорбительно для мудрости сравнение с серебром, но любовь с любовью сравнима. Ибо я вижу, что настолько вы любите серебро, что, как повелит вам сребролюбие, принимаетесь за тяжкий труд, переносите голод, пересекаете море, вверяя себя ветрам и течениям. Поэтому, хоть я должен искоренить то, что вам любезно, но нечего мне добавить к любви, которою вы любите. «Любите так, и не пожелаю Я быть любимым в большей мере», — говорит Бог. “Обращаюсь к ненасытным, обращаюсь к прижимистым: любите деньги — любите столько же и Меня. Конечно же, несравненно Мое достоинство: но большей любви от вас не требую; сколько любите деньги, столько и Меня любите”».

Бог, по мысли блаженного Августина, проявляет необычайное смирение, Он хочет быть любимым хотя бы в той же самой степени, в которой мы любим материальные блага. Очень надеюсь, что эту малость мы сможем дать Богу в ответ на все те благодения, которые Он оказывает каждому из нас!