В сочельник праздника Рождества Христова епископ Феоктист совершил Литургию в Даниловом монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

6 января 2022 года, в Навечерие Рождества Христова — Рождественский сочельник, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, с Навечерием Христова Рождества сердечно вас поздравляю!

Все вы прекрасно знаете, что церковный богослужебный календарь цикличен, из года в год мы вспоминаем одни и те же события, причем вспоминаем их так, как будто они происходят здесь и сейчас, на наших глазах. Так и с Рождеством Христовым: Церковь воспевает пришествие в мир Спасителя не как нечто случившееся давно и однажды, а как то, что происходит сейчас.

С точки зрения внешнего по отношению к церковной традиции человека это выглядит довольно странно, и даже в какой-то степени нелепо. Ну как можно петь «Христос раждается», если Он родился более двух тысяч лет назад? Церковь утверждает, что можно и нужно, утверждает, что событие Рождества Христова — это, с одной стороны, конечно же, исторический факт, а с другой — оно вневременно, о нём нельзя корректно говорить с использованием существующих в человеческих языках времён, да и вообще, если следовать мысли, которая прозвучала в сегодняшнем отрывке Послания к Евреям, Рождество Христово разделило историю на «до» и «после». Век нынешний, исполненный скорбей и несправедливости, отошёл в прошлое, начался век грядущий, «последние дни» (см. Евр. 1, 1), в которые Богу нет необходимости вступать в коммуникацию с человеком через пророков, Бог Сам говорит с каждым из нас лицом к лицу через Своего Единородного Сына.

При этом наступивший век грядущий — это не какая-то довлеющая над человеком реальность, каждый из нас волен сам выбрать в каком времени жить: во времени страдания и боли, или же в Христовом Царстве, в котором нет ни печали, ни воздыхания. Возможность жить в веке грядущем появилась с момента пришествия в мир Спасителя, ну а каждый конкретный человек может войти в новую реальность тогда, когда в его сердце произойдет личная встреча с родившимся Богомладенцем.

Но кто может сказать о самом себе, что эта встреча в полной мере состоялась? Все мы находимся на пути к ней, а потому поистине «Христос раждается», и дай Бог, чтобы Он родился для каждого из нас, и, как следствие, чтобы мы вышли из плена собственных грехов и страстей, чтобы стали чадами Нового Завета, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10).

Похожие публикации