Вечером 17 апреля 2020 года, в пятницу Страстной седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил вечерню Великого Пятка с выносом Плащаницы Спасителя и утреню Великой субботы с чином Погребения во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— «Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53, 2) — эти слова звучали сегодня за вечерним богослужением. Пророк Исайя говорит о Христе, и уже об убитом, и ещё о живом. Труп не может быть привлекательным. Но у нас и нет свидетельств, что во время земной жизни, во время земной миссии, внешность Христа была особенно привлекательной, что Он был, к примеру, высокого роста или особой физической силы, или что глаза у Него горели каким-то необычайным светом. Таких свидетельств у нас нет.

Конечно, можно сказать, что библейские авторы стараются не описывать внешность человека, но это не совсем так. Мы знаем, что тех людей, которые чем-то особенно выделялись, в книгах Священного Писания описывают особенным образом: например, первого Израильского царя Саула или Иосифа Прекрасного. Но описания внешности Христа нет. Кроме того, мы помним из текста Евангелия, что Он мог легко затеряться среди толпы, Он не был примечателен внешне.

Это очень важно, потому что и древнегреческое сознание, и римское сознание, да и наше современное сознание ищет в человеке что-то необычайное. Так было всегда. Достаточно вспомнить может быть самого известного еретика Ария. О нём пишут так: «Ученый-диалектик, красноречивый проповедник, высокого роста худощавый старик в аскетической простой одежде, чинного и строгого поведения (даже враги не сочинили о нём ничего худого), он был кумиром многих своих прихожан, особенно женщин, точнее — диаконис и девственниц, представлявших собою многочисленную организацию». Своим внешним видом, своим умением говорить он привлекал к себе людей.

Очевидно, что и сегодня так. Если у батюшки большая борода, если он умеет красиво говорить, если у него аскетический внешний вид, то он будет популярным. Его даже будут называть духовным. Почему? Потому что он производит душевное впечатление. Возможно, он на самом деле духовный человек, но душевные впечатления, которые производят внешность или облик того или иного человека на душу, они не равны духовным впечатлениям, не равны духовности человека.

Потому что духовность это то, что даёт Святой Дух, Который никоим образом не довлеет, не навязывает себя. А если есть такое давление через внешность, через внешний эффект, то это означает, что дело в чём-то другом. Дух Себя таким образом не проявляет. В каждом из нас сидит эта ошибка, когда мы путаем душевное или духовное. В том числе в тех людях, которые стали непосредственными виновниками смерти Христа на Кресте. Они также путали душевное и духовное. Христос не произвёл на них душевного впечатления, а о духовном они не думали. Всё закончилось так, как закончилось.

Мне бы хотелось, чтобы мы сегодня, стоя у Гроба нашего Спасителя, вспоминая события Распятия и Смерти Христа, в первую очередь искали духовного, а не душевного и уж тем более, не телесного.