В пятницу первой седмицы Великого поста епископ Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском монастыре

диак. Алексей Герасимов
Фото

6 марта 2020 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Никольском женском монастыре Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Есть несколько довольно популярных современных авторов, которые, когда пишут о борьбе со страстями и о том, каким образом можно избежать грехов, дают рекомендации о некоторой специальной внутренней «настройке». То есть они предлагают смоделировать ту ситуацию, которая может спровоцировать, к примеру, раздражение и с помощью этого моделирования пережить все то, что может произойти до того, как оно случится.

Этот прием, по их мнению, способен помочь избежать непредвиденных ситуаций и нежелательной реакции на них. Подозреваю, что такие рекомендации не более чем попытка перенести отдельные рекомендации психологов в область духовной жизни, а именно в область борьбы с живущими в нас греховными наклонностями. Вероятнее всего, подобные советы и в самом деле помогают.

Впрочем, есть некоторые сомнения в качестве этой помощи, ведь Священное Писание предлагает иной метод достижения победы над самими собой. Мы слышали сегодня, что наставления об уклонении от общения с чужими женами сопровождалось предисловием. В нем слушатель призывался хранить «заповедь отца твоего» и не отвергать «наставления матери твоей» (Притч. 6, 20). В традиции эпохи Ветхого Завета «заповедь отца» и «наставления матери» — синонимы Закона Божия, обучение ему своих детей вменялось в обязанность любому благочестивому израильтянину. Дальше Соломон говорит о том, что «когда ты пойдешь», заповеди «будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Притч. 6, 22).

Получается, что сам по себе Закон, который человек должен навсегда наложить себе на сердце, будет и руководить, и охранять. Руководить — для мудрых и разумных дел, охранять — не только от возможной опасности, но и в первую очередь от самой главной опасности, той опасности, которую мы сами представляет для самих себя, то есть от сознательного впадения в тот или иной грех.

Именно по этой причине, как древние, так и современные монахи-подвижники единогласно советуют утром, сразу после сна не думать ни о чем другом, как о заповедях. Сначала о них, потом обо всем ином. Их молитва выглядит просто: «Господи, вот Твои заповеди, Сам помоги мне их исполнить!» Собственно, в этом и заключается «настройка» христианина на предстоящий день.

Похожие публикации