27 сентября 2020 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святителя Иоанна Златоустого — подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка игумения, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста!

В величании празднику мы поём о том, что Господь избавил нас от некоей «работы вражией», но что означает это выражение? Те, кто хорошо знает церковнославянский язык, скажут, что это рабство супротивному, то есть диаволу. В этих словах мы констатируем догматический факт, что Господь освободил нас от рабства греху Своим Крестом. Но что включает в себя это рабство? Ответы, как мы понимаем, могут быть самыми разными.

В самом широком смысле любой грех — это порабощение врагу рода человеческого, но если мы обратим внимание на евангельский текст, то увидим очень интересую вещь. Господь наш Иисус Христос постоянно имел дело с самыми разными грешниками и при этом никого не обличал и не ругал, а относился к ним милостиво. Если было нужно, он их исцелял безо всяких условий, добавляя только: «Иди и больше не греши» (ср. Ин. 8, 11), а если они всё-таки грешили, то Христос их не наказывал. Он относился к грехам Своих современников очень милостиво. Но когда апостол Пётр начал спорить со Христом, пытаясь остановить Его на пути к Крестным страданиям, то получил ответ: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 23). Это один из немногих эпизодов, когда в ответ на грех Господь возмутился.

Из этого мы можем сделать вывод, что те мысли, которые были тогда у апостола Петра, являются самым ярким проявлением рабства диаволу. Это была мысль о том, что можно исполнить волю Божию, уклоняясь от того пути, который предначертан Богом. Но это не так. Волю Божию исполнять всегда сложно. Любой человек, который решит жить по заповедям, столкнётся с очень серьёзными внутренними проблемами. Велик соблазн уйти с этого пути и прожить свою жизнь по-другому. Этот соблазн и есть то самое рабство диаволу, от которого нас избавил Господь. У нас есть возможность и внутренние силы для того, чтобы жить так, как призывает Господь. А дальше — вопрос нашей воли, нашего выбора и нашего усердия.

Взирая на Крест Христов, мы должны помнить, что только так, сораспинаясь Христу, мы способны достичь Царства Небесного. Я очень надеюсь, что мы будем руководствоваться именно этими мыслями и сможем не уклоняться с пути, ведущего в Царство Христово.