6 июля 2021 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил чин великого освящения Владимирского храма в селе Давыдово Борисоглебского района и возглавил Литургию в новоосвящённом храме.

За Литургией владыка совершил хиротесию во чтеца и иподиакона и диаконскую хиротонию Евгения Антонова.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к верующим:

— Дорогой отец Владимир, дорогие отцы, братья и сестры!

Мы с вами сегодня совершили чин освящения храма, этот чин имеет и второе название — чин обновления, связано второе название с тем, что через совершение чина здание храма становится освящённым, следовательно, совершенно иным, новым.

Конечно, когда мы совершаем освящение храмов, которые были построены за несколько столетий до нашего времени, то мы не можем не вспоминать событие, которое легло в основу такого рода освящений, и о котором мы регулярно слышим в Евангелии: очищение Иерусалимского храма от идолов в 165-м году до Рождества Христова. Это исторические событие послужило к установлению особого праздника, он совершался вплоть до разрушения храма римлянами во второй половине I века, совершался ежегодно в течение семи дней и именно с этим связана наша христианская традиция ежедневного недельного совершения Литургии в новоосвящённом храме. Надеюсь, что у вас, отец Владимир, хватит сил для поддержания этой доброй традиции.

Мы знаем, что обновление Иерусалимского храма во II веке до Рождества Христова было венцом окончания освободительной войны еврейского народа. Само освящение сопровождалось необычайным воодушевлением. Казалось, что впереди будет совершенно иная жизнь, и, действительно, лучшие представители народа Израиля сделали всё возможное для того, чтобы жизнь была действительно иной, ведь они предельно ясно осознавали причинно-следственные связи: осквернение храма произошло не по причине каких-то внешних причин, а в силу религиозно-нравственной деградации. Впрочем, это вполне очевидно для любого верующего человека, знающего историю Ветхого Завета.

Мы живём в иную эпоху, в другой стране, но мы веруем и знаем, что у каждого физического явления есть свои духовные причины. Забвение Бога и Его заповедей неизбежно ведёт к нравственной деградации, а следствием этой деградации становится поругание храмов. Но каковы причины забвения Бога? Ответов, конечно же, может быть много. Но самый очевидный можно выразить одним простым словом: привычка. Мы привыкаем. Привыкаем к дарам Божиим, они начинают казаться нам чем-то естественным и неотъемлемым. Вместе с привычкой приходит и усталость, а вслед за ней идёт небрежение. Все же это в совокупности приводит к тому, что Бог остается где-то вне нашего сознания, мы становимся совершенно плотскими людьми, хотя и сохраняем внешние признаки людей духовных. Тогда Бог вмешивается в ход истории, но, как о том свидетельствует опыт предшествующих поколений, это вмешательство никогда не бывает приятным для человека, оно всегда крайне болезненно.

Дай нам всем Бог об этом помнить, не забывать о тех причинах, трагических причинах, которые привели к сегодняшнему торжеству, к необходимости повторного освящения давно построенного храма.

Убеждён, что каждое такое священнодействие должно понуждать нас обращать самое пристальное внимание на наше внутреннее состояния, мы должны спрашивать самих себя: а не слишком ли мы привыкли к жизни под покровом Божиим, не приводит ли милость Божия к расслабленному состоянию духа? А если есть хотя бы намек на утвердительный ответ, то стоит изменить свой подход к жизни и к богообщению.

Очень надеюсь, что нашим потомкам не придётся совершать чинопоследование освящения храма в тех местах, в которых их совершили мы.