9 июля 2021 года, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Тихвинском храме села Синицыно Мышкинского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, благодарю за сослужение! Отца Андрея хочу поблагодарить особо за подготовку этого храма к архиерейскому богослужению.

Я бы хотел обратить ваше внимание на фразу, которая всем знакома, которая сегодня звучала в рядовом евангельском чтении: «враги человеку — домашние его» (Мф. 10, 36). Знаю, что многие сердцем принимают эти слова Господа нашего Иисуса Христа без какого-либо толкования. К сожалению, далеко не у всех христиан ровные, спокойные, мирные, добрые, понимающие отношения в семьях. Действительно, бывает так, что домашние — враги человеку, бывает, что это связано в том числе и с желанием одного из членов семьи жить по закону Евангелия. Но это лишь первое и буквальное прочтение этих слов.

История знает немало случаев, когда, к примеру, матери восставали против монашества своих детей, достаточно вспомнить яркий пример преподобного Феодосия Печерского, который вынужден был уйти в монастырь из дома тайно, но мать его отыскала и пыталась вернуть его. Бывает и иное: муж может быть против молитвенного и постного подвига своей жены. И это тоже немалая проблема, решить которую невозможно какими-то общими рассуждениями и рекомендациями. Буквальный смысл Христовых слов носит, тем не менее, частный характер.

Мы знаем, что Евангелие обращено не к каким-то группам граждан, а обращено ко всем. И каждое его слово, каждая его мысль также обращены ко всем. У меня, как и всякого монаха, нет никаких домашних. Я живу сам по себе. В монастыре ли, в миру ли. Монах должен жить один, это требование обусловлено необходимостью уединения для молитвы. Многие люди живут подобным образом и без монашеского пострижения. Означает ли это, что слова Христа Спасителя «И враги человеку — домашние его» не имеют к нам отношения? Нет. Потому что есть и другое — духовное — толкование этих евангельских слов, которое актуально абсолютно для всех.

Так, святитель Григорий Нисский пишет о том, что через внешние наши чувства в ум и сердце входят различные помышления и образы, которые способны пленить разум человека. Способны заставить его мыслить и действовать не так, как того требует евангельский нравственный закон. Каждый знает, что таких помыслов может быть очень много, они меняют друг друга, от них крайне сложно избавиться и почти невозможно не стать их носителем. Именно их — наши противные Евангелию помыслы — святитель Григорий и называет домашними врагами, внутренними предателями. Они будут всегда и у всех, они будут одолевать и мешать, они — те самые враги, с которыми приходится жить. Совершенно избавиться от них невозможно, но вполне по силам помнить слова Христа, помнить, что не всякая идея и не всякое гениальное внутреннее прозрение одинаково полезно и в равной степени соответствует евангельскому духу. Свои мысли необходимо испытывать и не давать им власти над нашей волей. Конечно, в этих словах нет ничего нового. Но, к сожалению, мы очень быстро верим самим себе и не спешим довериться Богу.

Мне бы хотелось пожелать всем нам, чтобы молитвами Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы мы с вами научились управлять нашими помыслами, чтобы не мы им, а они нам подчинялись.