15 февраля 2021 года, в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Сретенском храме Переславля.

За Литургией владыка Феоктист совершил хиротесию во чтеца и иподиакона, и диаконскую хиротонию Кирилла Филатова.

В благословение и благодарность за понесенные труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии Зинаида Сергеевна Малета была удостоена медали Переславской епархии преподобного Даниила Переславского II степени; Александр Владимирович Романенко и Елена Вячеславовна Артемова были удостоены архиерейских грамот.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Андрей, дорогие отцы, братья и сёстры, я вас всех сердечно поздравляю с Сретением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — престольным праздником этого храма.

Мне бы хотелось поговорить о сегодняшнем апостольском чтении — отрывке из Послания апостола Павла к Евреям. Послание к Евреям — по большей части доказательство того, что Христос превыше всех, что Он есть Бог и Он же Ходатай за нас перед Богом-Отцом.

Религия Ветхого Завета знала три образа взаимодействия Бога и человека. Первый — через ангелов, второй — через Моисея, третий — через ветхозаветное священство, которое также было установлено Моисеем. Прямого взаимодействия Бога и человека она не допускала.

И вот появляется Христос. Христос не из колена Левия, то есть не из священнического колена, к Моисею отношения Он тоже не имеет, Он не ангел. Как доказать иудеям, что Христос есть Ходатай, Тот, Чьим Именем мы только и можем спастись? Апостол Павел для этого использует образ Мелхиседека. Мелхиседек — персонаж, который кажется вторичным. Он появляется буквально в трёх стихах 14-й главы Книги Бытия, затем в одном из псалмов, потом вообще исчезает до Послания к Евреям. Мелхиседек — священник Бога Вышнего, которого встречает Авраам. Авраам, в чреслах которого находится колено Левия — будущих левитов, ветхозаветных священников, — получает благословение от Мелхиседека.

Об этом как раз и говорит апостол Павел в сегодняшнем отрывке — тот, кто стал начальником ветхозаветного священства получает благословение от Мелхиседека. Все мы знаем, что меньшее благословляется большим, именно с этого начинает свою апологию апостол, и Авраам благословился у Мелхиседека, а всё священство — от Авраама. Получается, что всё ветхозаветное священство получило благословение от Мелхиседека.

Мелхиседек в переводе с иврита — «Царь правды», но он же и царь Салима. «Салим» — с иврита — «мир». Получается, что он одновременно и царь правды, и царь мира. Кого без всяких условностей можно назвать и царём правды, и царём мира? Только Христа. Об этом апостол Павел и говорит — Авраам получил благословение от прообраза Христа, от таинственного человека, который не имеет ни начала, ни конца. И что это есть истинное священство, которое апостол Павел и проповедует.

Возникает очень важный вопрос — какое отношение все эти доказательства для евреев, для еврейской общины I века, имеют к празднику Сретения Господня? Кажется, что никаких. Если не вспомнить, что точно так же, как Авраам от Мелхиседека, старец Симеон получает благословение от Младенца Христа. Симеон, точно так же, как и Авраам, хорошо понимает Кто перед ним, Кого он держит в руках. Симеон держит в руках Владыку жизни и смерти, Создателя всяческих. Ради этого и было сегодняшнее апостольское чтение.

Я надеюсь, что мы с вами также понимаем, Кого прославляем, также понимаем, что Бог снизошёл к людям, проявил Своё смирение и крайнее уничижение, но при этом Он остаётся абсолютным властителем наших жизней. Мы без Него не можем ничего сделать, мы без Него не можем жить.

Дай нам Бог всем это помнить каждую секунду, чтобы сердечная молитва изливалась ко Христу с тем, чтобы Он оказывал нам Свою милость и покрывал наши грехи Своим неизреченным милосердием.