21 сентября 2020 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в одноимённом храме села Городище Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Димитрий, дорогие отцы, братья и сестры, прихожане этого храма! Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Божией Матери.

Наконец-то я сюда попал, для меня Городище — совершенно особый топоним, потому что до того, как я стал Переславским архиереем я был Городищенским, и рукополагали меня «в богоспасаемый град Городище». Конечно, речь шла о другом месте, о другом регионе, но тем менее, каждый раз, когда вижу указатель на Городище в любом регионе, вспоминаю начало своего архиерейского служения. В этот храм я приехал впервые, и очень рад здесь оказаться.

Мне бы хотелось поразмышлять на тему того, что тексты, посвящённые Божией Матери, и составленные нашими предшественниками в первые века христианства, утверждают, что без Её предстательства, без её участия мы не можем спастись. В этом есть некое продолжение евангельской логики. Воплощение Христа стало возможным благодаря Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Владычице нашей Богородице. Благодаря Её согласию, Её свободной воле, Её чистоте стало возможным боговоплощение и всё дальнейшее.

Миссия Христова не ограничена каким-то временем, она продолжается, и, как следствие, продолжается участие Божией Матери в этой миссии. Тексты, которые посвящены в том числе и Рождеству Пресвятой Богородицы, очень возвышены. Они говорят о том, что благодаря Ей мы получаем духовные дары, Она наша спутница в спасении. Мы веруем и исповедуем, что это так, слушаем эти тексты, благоговейно крестимся и кланяемся. Но на практике наша жизнь мало связана с Божией Матерью.

Буквально неделю назад для студентов магистратуры я читал лекцию. Для этого я готовился к лекции, которая была посвящена страстям печали и уныния, и методам борьбы с ними. Современные авторы много чего пишут про эти страсти. Мы со студентами разобрали многое из написанного, попытались систематизировать. Но вот что любопытно: в рамках методов борьбы с унынием и печалью, никто не вспоминает Божию Матерь. И даже если мы обратимся к своему собственному опыту, — кто из нас какие использует методы для борьбы с этим состоянием? Есть разные способы, но я никогда не видел, чтобы человек использовал тот способ, который нам предлагал преподобный Серафим Саровский. А он, как известно, предлагал молиться, приводить себе на память тропари из пятой и девятой песен молебного канона Пресвятой Богородице, повторять их, чтобы была радость, а не уныние: «Исполни, Чистая, веселия сердце мое. Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая Виновного» и «Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи».

В самом деле Божия Матерь — подательница радости. Но когда мы пребываем в печали, в каких-то критических ситуациях, мы не вспоминаем о Ней. Этим мы отличаемся от составителей песнопений, которые переживали, верили, чувствовали участие Божией Матери в их жизни. Мы не чувствуем, или не позволяем себе почувствовать, не позволяем Ей войти в нашу жизнь и быть нашей Покровительницей и Заступницей.

Очень надеюсь, что мы, ориентируясь на опыт святых, на опыт наших предшественников, которые были в большей степени нормальными людьми, чем мы, — каждый из нас чувствует, что современный мир и то, что происходит вокруг нас противоречит самому понятию нормальности, — будем всегда в своём сердце, в уме, в помышлениях иметь Божию Матерь, будем к Ней обращаться и призывать Её. И она, как опять же свидетельствует опыт святых, никогда не оставляет тех, кто к Ней прибегает.

Ещё раз всех вас с праздником!