В праздник Рождества Христова епископ Феоктист совершил вечерню в Даниловом монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

Вечером 7 января 2022 года, в праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великую вечерню в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 30-летием служения в сане пресвитера почётный настоятель Владимирского кафедрального собора города Переславля протоиерей Андрей Кульков был удостоен Медали Ордена Русской Православной Церкви святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, с Рождеством Христовым вас!

Спасибо, что вы нашли время и возможность быть сегодня здесь ради совершения соборного богослужения.

Событие Рождества Христова настолько всеобъемлющее и настолько непостижимое человеческим разумом, что о нём можно говорить сколько угодно и можно рассматривать его с самых разных сторон. Что мы с вами, собственно, и делаем. Мы размышляли о Христовом Рождестве в дни подготовки к нему, пытались его осмыслить в сами дни празднования, мы продолжим это делать и дальше. Сейчас мне хочется, конечно же, ещё раз немного поразмышлять о Рождестве.

Из курса догматического богословия мы знаем, что Бог ни в чём не нуждается, Он, если использовать язык догматики, вседоволен. У Него нет тех требований плоти, которые мы — люди — вынуждены непрестанно обслуживать. Ему не надо, чтобы кто-то Его поддерживал, говорил добрые слова, Он не испытывает необходимости в нашем прославлении. Ему вообще ничего ни от кого не надо. Он — Самовластный Творец всего видимого и невидимого.

Но событие Рождества Христова показывают, что догматические формулы не способны описать божественную реальность во всей полноте. Оказывается, что Бог может нуждаться. И как выяснилось, Он нуждается именно в том, чем мы так тяготимся, в том, что мы склонны воспринимать как досадное обременение — Он нуждается в нашей плоти. Конечно, нуждается не для Себя Самого, эта нужда продиктована любовью к Им созданному человеку. У нас нет для всех убедительного ответа на вопрос «почему спасение устроено именно таким образом?», но мы исповедуем, что без Боговоплощения оно было бы невозможно. Мы не знаем, почему Богу было необходимо принять на Себя нашу плоть, но уже в самом это действии видим непостижимое и ни с чем не сравнимое смирение.

Своим Воплощением Бог показал, что нуждаться в чём-либо, нуждаться в помощи кого-либо — это не что-то постыдное, напротив, это богоподобное состояние. А тот, кто всеми силами пытается доказать свою абсолютную независимость, уподобляется не Богу, такой человек уподобляется совсем иному существу, имя которого не стоит того, чтобы быть упомянутым в дни празднования Христова Рождества. Это же самое существо пытается нам доказать, что сила и независимость — это высшие ценности, к которым нужно стремиться. Надо признать, что очень часто у него это удается. Мы стесняемся и боимся просить помощи, мы не любим проявлять собственную слабость, мы маскируем её и пытаемся оправдать чем-то таким, что нам кажется благовидным. Одно из проявлений этого состоит в нашей боязни открывать свою душу в таинстве исповеди, ведь исповедь показывает, насколько каждый из нас слаб, она открывает, что даже самые почтенные члены общества не свободны от грехов и страстей. Но ведь путь спасения начался именно с этого — со слабости Бога, Который соединился с нами телесно. Путь спасения начался со слабости, он в ней продолжился и ей же завершился. Христова Царства достигают лишь те, кто не стесняется своей слабости, не пытается её скрыть, кто её признает и просит помощи. Бог обратился за помощью к человеку, от нас Он ждёт ответной реакции, ждёт, что мы откроем перед Ним свою слабость и обратимся к Нему за помощью.

Дай Бог, чтобы у нас всегда хватало решимости поступать таким образом!

И пусть образ слабого и беззащитного Богомладенца будет для нас поддержкой на этом пути!

Похожие публикации