В праздник Преображения Господня епископ Феоктист совершил Литургию в Спасо-Преображенском соборе Углича

диак. Алексей Герасимов, диак. Иоанн Овчинников
Фото

19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.

Перед началом богослужения владыка совершил хиротесию во чтеца алтарника собора Александра Гагарина.

В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви медалей Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени были удостоены:

  • председатель ревизионной комиссии собора Тамара Анатольевна Никуличева,
  • регент Ксения Вячеславовна Пучкова.

Чтец Александр Сергеевич Гагарин был удостоен архиерейской грамоты.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Думаю, что любой ученик воскресной школы может рассказать о событии Преображения Господня. Все прекрасно знают, что Господь Иисус Христос возвёл трёх Своих учеников на некую гору, — древняя церковная традиция утверждает, что это была гора Фавор в окрестностях Назарета, — что Он преобразился перед ними, то есть, Его облик претерпел радикальное изменение, причём, преображением было затронуто не только Его тело, но и Его одежда. Все также помнят, что на горе явились Моисей и Илия, они беседовали со Христом. Апостол и евангелист Лука открывает нам и содержание беседы — они говорили о грядущих страданиях Христа.

Церковная традиция вполне однозначно утверждает, для чего было необходимо Преображение. Оно не было какой-то незапланированной случайностью, оно произошло в непосредственной временной близости от взятия Христа под стражу, от последующих Страданий и Смерти. Смысл Преображения в том, чтобы укрепить веру учеников. Совсем скоро им предстояло увидеть Христа совсем в другом облике, увидеть Его униженным и, как могло показаться, поверженным.

Достигло ли тогда Преображение своей цели? С одной стороны, да. Ученики запомнили то, что увидели на горе, ведь описание этого события есть во всех трёх синоптических Евангелиях, кроме того, на него ссылается апостол Пётр в своём послании, а Иоанн Богослов в Евангелии делает некоторые отсылки к Преображению. С другой же стороны, нет, Преображение не помогло ученикам с честью вынести Христовы Страдания. Кто-то из них был настолько напуган, что отрёкся от Христа, кто-то просто скрывался, кто-то не стал прятаться, но при этом не смог сохранить полноту веры в Иисуса из Назарета как в Бога.

Само собой, что церковный праздник Преображения Господня должен служить той же самой цели — он должен укреплять нас в вере. Но здесь возникает очень важный вопрос: достигает ли он этой цели? Какое впечатление он на нас производит? Как показывает практика, чаще всего — никакого. Это в лучшем случае, в худшем же он превращается в праздник нового урожая, что, конечно же, не имеет никакой связи с событием Преображения Господня. А ещё в этот праздник устав Успенского поста дозволяет вкушать рыбу, что, конечно, не может не радовать.

Но почему так происходит? Почему ни апостолы, ни мы не в состоянии понять и постичь смысл Преображения Господня? Почему оно если и укрепляет веру, то на очень краткое время? К счастью, ответ на эти вопросы дал апостол Петр. У него было время, была возможность осмыслить Преображение Господне, последующие события и свою собственную реакцию на них. В своём Втором соборном послании он написал такие слова: «братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Пет. 1, 10). Написал он это применительно к воспоминанию о Преображении.

Из слов апостола видно, что сам по себе пережитой опыт созерцания славы Божией ничего не может изменить, человек остаётся прежним, со всеми его страхами и неуверенностью. Но память об этом опыте должна подталкивать к тому, чтобы трудиться над твердостью «звания и избрания», и, если поступать таким образом, то никогда не произойдёт того, что произошло с апостолом Петром в ночь взятия Христа под стражу. Что на практике означает этот призыв апостола? Во-первых, это знание и непрестанное изучение нашей веры. А во-вторых, это жизнь по вере под водительством Духа Святого всегда, везде и во всём.

Похожие публикации