13 апреля 2019 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Сегодня мы слышали рядовое чтение Евангелия от Марка, и, несмотря на то, что оно никак не упоминает Божию Матерь, оно очень связано с темой Похвалы и, вообще, с личностью Богородицы. Это краткое евангельское чтение, в котором говорится о том, как Господь спрашивал учеников, за кого Его почитают люди. И ученики предлагали разные ответы. Потом апостол Петр говорит, что «Ты — Христос», то есть «Ты — Мессия, Помазанник».

Спаситель не спорит с этим, но тут же начинает говорить о страданиях, которые Ему предстоит пережить, о смерти и о Воскресении. Это очень интересно, потому что, казалось бы, после апостольского исповедания, после того, как впервые апостолы в лице апостола Петра называют Иисуса из Назарета Мессией, логичным было бы эту мысль продолжить и рассказать что-то такое высокое, богословское о Втором Лице Троицы, о Боговоплощении и вообще как-то уйти в богословие с тем, чтобы эту мысль апостолов утвердить теоретическим богословским познанием из уст Самого Господа.

Но Господь тут же переключается на Свои страдания, смерть и Воскресение. Думается, что это очень важно, потому что только тогда, когда мы свои собственные страдания понимаем как сораспятие Христу, как участие в Его страданиях, только тогда и возможно настоящее богословие. Потому что богословие — это не какая-то теория, богословие — это жизнь. Божия Матерь как никто другой из людей, когда-либо живших, сораспиналась и сораспинается Христу, участвовала и участвует в Его страданиях.

Эта последовательность речи Христа Спасителя всегда должна быть в нашей памяти, потому что у нас есть естественное человеческое желание избегать страдания, избегать боли и того, что нам неприятно, что нас огорчает, что нас как-то тревожит. Но если мы избегаем, то получается, что мы идем не по пути Христову, и не восходим туда, куда нас Господь призывает. Это с одной стороны, а с другой, есть и другая крайность, когда мы придумываем себе страдания, берем тот крест, который нам дает не Бог. Хорошо нам всегда оставаться в рамках царского пути и золотой середины, не избегать и не напрашиваться, а помнить, что именно в страданиях вместе со страдающими людьми пребывает Христос Спаситель и Божия Матерь!