В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил Литургию в Даниловом монастыре

Максим Медведев
Фото

4 апреля 2020 года, в праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста), епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас с престольным праздником этого самого многофункционального храма в нашей епархии и самого крупного храма в нашем городе!

Мне сегодня вспоминается то, чему учат в семинарии, кажется, на втором курсе. Но так как не все учились в семинарии, я расскажу, о чём там шла речь. Нас учили разнице между понятиями святости и праведности. Часто можно услышать, как люди говорят: «Что ты от меня хочешь? Я же не святой!», тем самым оправдывая какой-то свой грех, подразумевая то, что если бы он был святым, то он бы не грешил. Интересно, что в языке Ветхого Завета «святость» и «праведность» — это не синонимы.

Святость означает избранничество, отделённость. Свят тот, кто отделен от мира. И поэтому, когда мы говорим о посвящении человека или какой-то вещи Богу, то это означает что этот человек или эта вещь не будут употреблены в каком-то повседневном действии. Скажем, такой человек не будет участвовать в войне, потому что война — это сугубо политическая история. Точно также и с вещами. Мы отделяем что-то от мира и посвящаем это Богу, называя святым. А бывает, что Бог Сам избирает людей и делает их святыми, Он их Сам Себе отделяет. Так, например, было с пророками, которые жили совершенно обычной жизнью, а потом происходило призвание, у каждого своё, но оно происходило для них очевидным образом, и они переставали принадлежать этому миру, они становились «собственностью» Бога. А праведность — это другое, это праведные дела и воздержание от греха.

И получается, что можно быть святым, избранным, но не праведным, можно быть праведным, но не святым. Но если ты свят и неправеден, то тогда, конечно, горе тебе. Апостол Павел и другие апостолы утверждают, что мы есть люди избранные, то есть святые (Еф. 1, 4). Обращаясь к христианам, говоря о христианах, апостол Павел употребляет слово «святые». Это означает, что мы отделённые. Отделённые и избранные. Но это избранничество не должно приводить нас к гордыне или чему-то подобному. Нет. Это означает, что мы должны следить за своей совестью. И святость определяется верой. Если я не верую, то и святым, избранным, быть не могу. Интересно, что вера в данном случае всё же превалирует над нашими немощами, душевными и телесными. Это мы видим на примере праотца Авраама. Авраам — тот человек, который очевидным образом был свят, потому что был избран. Был избран, чтобы от него Бог произвёл великий народ. Авраам, с одной стороны, называется «отцом верующих» (Рим. 4, 11), а с другой — он всё время сомневался и просил знамение: «Господи, откуда я узнаю, что это будет?», — ему недостаточно слова Божия. Господь ему говорит, а он: «А как я узнаю? А может мне показалось? Давай ещё так мне докажи». И Бог доказывал, — Он откликался на просьбы Авраама.

В Ветхом Завете нет примера выше Авраама. Но наступает Новый Завет, приходит Богородица. Она избрана, но в отличие от Авраама Она не спрашивает у Ангела, который Ей явился, о каких-то дополнительных знамениях. Она просто говорит: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Она не требует доказательства, что это правда, как, например Захария, когда ему явился Ангел и возвестил о том, что Елисавета родит сына. Нет, Божия Матерь не согрешает даже маленьким сомнением в словах Бога, переданных Ангелом. Она ничем не согрешает. И она для нас абсолютный образец соединения святости и праведности.

Именно поэтому мы Ей молимся, именно поэтому мы здесь собрались, именно поэтому у нас есть надежда, упование и, в общем-то, смелость жить, смелость действовать и верить в возможность достижения нами Царства Христова Её предстательством.

Каждый раз, когда мы совершаем память Божией Матери, Её икон, мы слышим историю про Марфу и Марию. Это как раз история о соотнесении избранничества с благими и праведными делами.

Дай нам Бог всем помнить о том, что Авраам оправдался верою. Вера есть предтеча всего прочего, но при этом не надо оставлять благие дела, дела по вере. Я надеюсь, что каждый из нас на своём месте сможет сочетать веру и дела, святость и праведность. И через это достичь вечных обителей нашего Господа и Бога и Спаса Иисуса Христа.

Ещё раз вас всех с праздником!

Похожие публикации