9 марта 2021 года, в праздник первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Знаменском храме Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Слова, которые сказал Господь Иисус Христос относительно Иоанна Крестителя, как и всё, сказанное Им, чрезвычайно любопытны и полны. Здесь мы видим не только размышления о сути служения этого величайшего пророка, здесь заключена и важная истина о соотношении между праведностью Ветхого Завета и того, к чему каждого человека призывает Христос.

Без каких-либо дополнительных слов и разъяснений понятно, что Иоанн в глазах Христа — пророк, но пророк не совсем обычный, он превосходит всех других пророков. Здесь все вполне предсказуемо: действительно, Иоанн не только своими пророческими словами и действиями предвосхищал Пришествие Спасителя мира, он стал свидетелем этого Пришествия, более того, он своими руками коснулся Его. Всё это само по себе выводит его из разряда других иудейских пророков.

Но здесь же Христос произносит очень любопытную фразу: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11, 11). С одной стороны — Иоанн Креститель как ни кем более недостижимый образец святости и праведности, а с другой — Царство Небесное и те, кто в него вошёл, и эти последние, по словам Христа, превосходят Иоанна. При этом речь идёт не об ангелах, а о людях, которые также когда-то были рождены женщинами и, как следствие, жили среди людей.

На первый взгляд здесь получается какая-то путаница. Впрочем, она легко разрешается если под «рожденными женами» понимать лишь тех, кто жил в парадигме Ветхого Завета. Получается, что Иоанн Креститель с его святостью и величием — абсолютный максимум, который возможен в рамках ветхозаветного закона. Он — идеал Ветхого Завета. Но при этом любой достигший Царства Небесного превосходит Иоанна, потому что войти в это Царство невозможно, если оставаться в пределах закона, если над человеком не будет совершено крещение в смерть Христову.

К примеру, преподобный Исидор Пелусиот выразил эту мысль такими словами: «Совершенный в законе, каким был Иоанн Предтеча, без сомнения, меньше человека крестившегося в смерть Христову. Ибо вот что значит небесное царство: быть погребённым со Христом, снисшедшим расхитить добычу смерти, совостать с Ним, дарующим державу над смертью».

Нам всем стоит об этом помнить. Закон — прекрасен, он необходим, но сам по себе он не спасает от греха и тления, спасение возможно только во Христе, но при этом оно неразрывно связано с сораспятием Христу, то есть с исполнением Его слов.