В праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского епископ Феоктист совершил Литургию в Александро-Невском храме Владимирского собора

12 сентября 2022 года, в праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Александро-Невском храме Владимирского кафедрального собора.

По окончании Литургии состоялось торжественное посвящение в гимназисты учащихся 1-го класса Переславской православной гимназии имени Александра Невского.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с днём памяти святого благоверного князя Александра Невского!

Дни памяти святого благоверного князя Александра удивительно скудны с точки зрения евангельских чтений: и во время всенощного бдения, и за Литургией прочитывается один и тот же краткий отрывок из Евангелия от Матфея. Примечательно, что чтения двух календарных дней памяти святого князя абсолютно идентичны. Но ещё в большей степени примечательно, что традиционно этот отрывок Нового Завета читается в дни памяти преподобных, но не благоверных князей и княгинь.

Из самого факта выбора Церковью для нашего назидания в дни памяти святого благоверного князя Александра Невского преподобнического евангельского отрывка напрашивается, как кажется, очевидный вывод: Церковь делает особый акцент на духовной стороне жизни святого князя и на его последнем волеизъявлении — на его желании принять монашеский постриг, а не на чём-либо ином, ни на его государственных и военных успехах, ни на его семейной жизни.

Нам, людям, которые привыкли к тому, что имя святого князя Александра в первую очередь ассоциируется с государственной и военной деятельностью, довольно сложно понять церковную логику, нам сложно совместить то иконописное изображение, которое мы видим перед собой, — а видим мы воина в соответствующих доспехах, — с мыслью о почитании князя как преподобного.

В самом деле: как первое может сочетаться со вторым в одном человеке? Ведь, вроде бы, защита своего Отечества не имеет ничего общего с монашеским подвигом, с монашеской кротостью, незлобием, всепрощением и с добровольным отказом от какого-либо вида насилия. И, действительно, чаще всего между защитой Отечества и монашеским деланием нет общего.

Чаще всего, но не всегда. Оказывается, что можно и по-другому, оказывается, что можно иметь монашеское устроение и большую часть своей жизни отдать служению Отечеству. Эту мысль можно применить к любому роду занятий, кроме тех из них, которые Церковь понимает как греховные и недопустимые для христиан. А для того, чтобы это сделать, нам необходимо понять, чем является монашество по своей сути.

Как правило, христиане склонны полагать, что монашество — это, во-первых, отречение от мира, во-вторых, непрестанная молитва, в-третьих, отказ от вступления в брак, в-четвёртых, добровольная нищета, и, в-пятых, специальный немного неряшливый внешний вид с присущей монашескому званию одеждой.

В общем-то, всё перечисленное совершенно справедливо, здесь не с чем спорить, но дело в том, что сутью монашества является нечто существенно иное, а именно — препоручение всего себя и своей жизни Богу, то есть такое волеизъявление, при котором единственным своим Авторитетом и Руководителем человек полагает Бога. Конечно, если у человека такие взаимоотношения с Богом и такое осознание своего места в мире, то для него самым естественным путём будет уход в монастырь и монашеский постриг, но есть ситуации, при которых поступить таким образом до определённого времени не представляется возможным, но при этом ничто не мешает человеку в своей повседневной жизни, на том месте, на которое он поставлен Творцом, служить Одному лишь Богу.

Жизнь святого благоверного князя Александра Невского показала, что он был именно таким человеком. Да, у нас нет исторических источников, которые бы сохранили богословские размышления святого князя, скорее всего, он никогда не предавался таким размышлениям, он просто жил, жил в постоянном присутствии Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и делал то, что должен был делать в соответствии с возложенным на него Богом послушанием, памятуя о том, что в своё время он даст ответ в своих делах, мыслях и чувствах перед Творцом.

Пусть же Бог молитвами Своего святого угодника подаст и нам с вами такое же умонастроение, такую же веру, чтобы своим присутствием мы могли освятить ту деятельность, которой занимаемся, и через это внести вклад в соединение земного и небесного!