22 мая 2020 года, в день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.

Архиерейским указом клирик монастыря диакон Алексий Кузнецов был удостоен права ношения двойного ораря.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Христос воскресе!

Святитель Николай Сербский в одном из своих слов на день памяти святителя Николая Чудотворца делает особый акцент на том, что ныне чествуемый святой был богатым человеком. В самом деле, его благотворительность должна была иметь свой источник, невозможно дать кому-либо что-то материальное, если не иметь его. А раз Чудотворец раздавал, значит, он и имел. Сербский святитель в этой связи вспомнил слова Господа Иисуса Христа о том, что «трудно богатому войти в Царство небесное» (Мф. 19, 23). Трудно, но невозможно. Хотя в любом случае, тот, кто с избытком обладает земными благами, входит в этом смысле в «группу риска». Мы все прекрасно понимаем, почему так происходит: тот, кто может все купить, перестает нуждаться в Боге. Бог для такого человека превращается в некую довольно отвлеченную идею.

Мы знаем также, что для обладателя земным достоянием открываются все двери: ему везде рады, его принимают с радостью, ему оказывают знаки внимания, его лечат лучшие врачи, к его словам прислушиваются и так далее. С ним происходит то, к чему, если вдуматься, стремится каждый человек. Жизнь такого человека комфортна и приятна. Нечто подобное происходило всегда и везде. Иметь материальные средства — чрезвычайно удобно. А удобство убаюкивает человека и способно погубить душу. Но ничего подобного не произошло со святителем Николаем Чудотворцем.

Все тот же тезоименитый ему сербский святитель указывает на то, что помимо материального богатства у святителя Николая было и нечто значительно более важное и ценное: богатство веры, правды и милосердия. Материальные же ресурсы он употреблял на их укрепление и увеличение. Такое возможно лишь в том случае, если человек всё то материальное, что имеет, считает не своим, а Божиим. Не целью, достигнув которую можно успокоиться, а средствами для приобретения вечного и нетленного.

Выразить эту мысль словами очень просто, но непросто осуществить её на деле. Ведь здесь происходит вот что: чаще всего материальные ресурсы не есть изначальная данность, это то, ради чего человек трудился. Он к этому так или иначе шёл. Сперва учился, потом работал на каких-то небольших должностях, во всем себя ограничивал, стремился к большему, старался развиваться и к определенному моменту у него начало что-то получаться, жизнь его стала налаживаться, он честно заработал то, что имеет. Конечно, могут быть и какие-то иные источники и иные пути. Но в любом случае, начать отдавать то, что человек приобрел очень непросто, это похоже на откат назад, на возврат туда, откуда ты уже ушёл. Это своего рода прыжок в бездну. Причём привыкнуть к таким прыжкам невозможно. Даже на опыте зная, что Бог верен Себе и не оставит того, кто идёт по этому пути, даже сделав так неоднократно, всё равно остаётся страх и неуверенность.

Отдать своё — значит предать себя в руки Бога. В полной мере привыкнуть к этому невозможно. Особенно же тяжело так поступать тогда, когда весь видимый мир диктует иную парадигму поведения и иные ценности. Для этого, в самом деле, нужны вера, правда и милосердие. Святитель Николай делился с людьми всем тем, что он имел. В том числе и духовными дарованиями.

Попросим же у него самое важное и самое главное, то, что не сгинет вместе с нами в могиле, а будет пребывать в вечности: толику его веры, частичку его правды и хотя бы самый минимум его милосердия. Получив это, мы получим и самое ценное — милость Христа Спасителя нашего и Бога.