7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Благовещенском храме Никольского женского монастыря.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка и сестры, дорогие друзья!

Сердечно всех вас поздравляю с Благовещением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и с престольным праздником этого храма!

Один современный христианский мыслитель сказал, что как Спаситель пришёл в мир через Божию Матерь, так и на дороге в каждую душу Он повторяет тот же путь — приходит через Пресвятую Деву. Возможно, что эта мысль небезупречна, но она вполне справедлива для сестёр монастыря, ведь именно с Благовещенского храма возобновилась богослужебная жизнь в обители, здесь происходит соединение со Христом через Таинство Его Тела и Крови, здесь сёстры приносят свои обеты и становятся невестами Христовыми. Поэтому, конечно, невозможно переоценить важность Благовещенского храма для Никольского монастыря, а вместе с важностью этого храма и роль Божией Матери в деле спасения сестёр, а вместе с ними и каждого из нас.

Мы знаем, что монашество как явление и как институт возникло значительно позже времени жизни Божией Матери. Она не была монахиней по Своему формальному статусу. Она была вполне обычной женщиной своего времени. Мало кто мог оценить и увидеть Её величие во время земной жизни Её Сына. Но позже — после Его Воскресения — Её роль изменилась, сначала это стало очевидно лишь для относительно небольшого круга Христовых учеников, а потом и для всего мира.

Сегодня невозможно представить христианина, который бы не обращал своих молитв к Заступнице рода человеческого, который бы не осмыслял Её жизнь и не всматривался в Её облик. Ну а для людей, которые принесли монашеские обеты, Она — главный образец для подражания. Да, Она не приносила обетов в том виде, в котором сегодня это делаем мы, Она троекратно не поднимала ножницы, Она не носила монашеских одежд и не исполняла монашеского правила. Но ведь мы знаем, что всё это — и произнесение определенных слов, и пострижение волос, и перемена имени, и особая одежда с установленным молитвенным правилом — лишь внешние формы монашества, которые так или иначе, но меняются со временем, более того, всё это может отличаться в разных традициях даже внутри одной Поместной Церкви. Да, стоит признать, что для очень многих монашествующих, к сожалению, монашество ограничивается лишь внешней формой. Мы склонны забывать о сути. Тогда как суть монашества выражена в Благовещении Пресвятой Богородицы и во всей Её дальнейшей жизни.

Все мы прекрасно знаем описание событий этого праздника. Мы знаем, что архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил Ей рождение Сына. Она приняла его слова, Она выразила Свое согласие, без которого Боговоплощение не было бы возможно. Это первый и самый важный пункт: монашество состоит во всецелом принятии воли Божией о самом себе.

Второй по порядку перечисления, но не по важности аспект монашества состоит в нравственной чистоте: мы знаем и исповедуем, что если бы Отроковица Мария не обладала нравственной чистотой, если бы Она не блюла Свою совесть даже от самого мелкого и незначительного греха, то Она не смогла бы стать Матерью Воплощённого Бога. Причина проста: только нравственно чистый человек способен в полной мере предать себя в волю Божию. Даже если бы мы ничего не знали о жизни Пресвятой Девы и Её чистоте, то сам факт всецелого принятия ангельской вести служил бы бесспорным свидетельством Её чистоты. Это — и опыт Церкви, и опыт каждого из нас. Ведь, уверен, все мы неоднократно в самих себе переживали неразрывную связь между возможностью принятия воли Божией и собственными грехами. Чем больше грехов — неважно каких, физических, интеллектуальных или духовных — тем сложнее смириться и продолжать идти по евангельскому пути.

Благовещение Пресвятой Богородицы учит нас, что принять волю Божию может лишь тот, кто блюдёт свою совесть и не позволяет себе коснуться какого-либо греха. Соответственно, если у нас возникает ропот, если мы в какой-то момент перестаём понимать Бога, то это верный признак того, что необходимо обратить особое внимание на свою совесть.

Очень хочется надеяться, что мы с вами окажемся способны усвоить эти уроки. Что мы не будем пытаться изменить Бога, как не пыталась Его изменить Пресвятая Дева. Очень хочется надеяться, что мы, как и Она, сумеем забыть свои интересы, свою волю ради того, чтобы восторжествовала воля Божия. И дай нам всем Бог стремление и силы жить так, как жила Она — не ставить самих себя на первое место, но всегда находиться в тени Того, Кто заимствовал плоть Пречистой Девы, дабы вознести человечество в недра Пресвятой Троицы.