26 апреля 2021 года, в Великий Понедельник, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, всех вас приветствую с понедельником Страстной седмицы!

К сожалению, сегодня мы с вами довольно ощутимо сократили богослужение. Получилось это не по злому умыслу, а вследствие возникшего у нас с отцом Пантелеимоном взаимного недопонимания.

Вот какая интересная штука с недопониманием: мы пытаемся быть понятными, не мыслим злого, но далеко не всегда получается так, как мы хотели бы, бывает, что наши слова и поступки интерпретируют неправильно, а в результате возникает некоторая напряжённость. Почему так происходит?

Один из возможных ответов на этот вопрос даёт нам сегодняшнее чтение из первой главы книги Исход, в котором был описан процесс превращения потомков Иакова из свободных граждан в рабов. Указано несколько причин, которые привели к плачевному положению евреев в Египте. Во-первых, ушла память об Иосифе и о его заслугах перед Египтом. Во-вторых, народ Израиля чрезвычайно умножился, а потому и усилился, египтяне начали видеть в нём угрозу своей государственности. Второе особенно примечательно, ведь оно означает, что потомки Иакова сумели сохранить свою идентичность, несмотря на смешанные браки некоторых евреев, они остались верны заветам своих патриархов, они не утратили своего национального лица, а это стало возможным лишь благодаря почитанию Единого Истинного Бога, ведь именно строгий монотеизм, а не что-либо другое, был отличительной чертой потомков Иакова.

Любопытно здесь ещё и то, что у нас нет библейских свидетельств каких-либо религиозных колебаний евреев во время их пребывания в Египте. Если в дальнейшем — во время жизни в Земле Обетованной — уклонение в язычество стало происходить весьма регулярно, то в Египте не было ничего подобного. В этом легко увидеть особое попечение Бога, Который оберегал Свой, тогда ещё слабый в нравственном и религиозном смыслах, народ. Бог же стоял и за необычайным увеличением числа израильтян. Он же давал народу физическую крепость, которая так сильно настораживала египтян. В дальнейшем — уже во время странствования по пустыне — Бог поступит так, как поступают родители, Он перестанет поддерживать Свой народ, а будет лишь страховать его с тем, чтобы потомки Иакова научились ходить самостоятельно, чтобы их вера окрепла, и они превратились из рабов в свободных во всех смыслах людей.

Нечто подобное происходит и с каждым из нас. Всё хорошо и гладко идёт лишь до тех пор, пока содействует Бог. Но если Бог отступает, то оказывается, что мы лишаемся в том числе и такой, казалось бы, естественной и неотъемлемой способности, как способность понимать друг друга.