Вечером 2 марта 2020 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского во Владимирском кафедральном соборе Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры, еще раз поздравляю вас с началом Великого поста!

Святой преподобный епископ Критский Андрей задается вопросом: «Откуда начну оплакивать окаянной моей жизни деяния?» Для того, чтобы ответить на этот вопрос, преподобный Андрей делает масштабный экскурс в священную историю Ветхого завета. А началась эта история, как мы с вами помним, с творения Бога и с оценки, которую Бог дал сотворенному. Рефреном в первой главе книги Бытия звучит фраза: «И увидел Бог, что это хорошо». Хорошо, не в смысле «сойдёт», а в смысле, что это великолепно, это высшая оценка. Всё сотворённое Богом хорошо и предельно гармонично.

Человек тоже изначально был хорош и гармоничен. Но потом, вследствие грехопадения, начинаются самые разные сложности. Одна из сложностей заключается в некоторой ощутимой раздвоенности, ведь внутри каждого человека заложено стремление к совершенству. Мы ищем совершенства, мы его жаждем. Мы ищем совершенства в других людях, ищем идеального человека, переживаем, когда мы сами не идеальны, ищем совершенства в литературе и искусстве, везде. Даже свой собственный дом мы пытаемся устроить так, чтобы он был как можно более совершенным: чтобы была хорошая техника, чтобы все было хорошо. Но опыт показывает, что совершенство в рамках этого мира недостижимо никакими материальными средствами. Это вроде бы все понимают, но, тем не менее, мало кто свободен от поклонения материальному. Это очень удивительная наша раздвоенность, в которой мы пребываем.

Очевидно, что эта раздвоенность вызвана последствиями грехопадения. Преподобный Андрей продолжает мысль, и говорит о том, что необходимо изменить разум, необходимо по-другому начать относиться к вещам и самому себе. Но тут же, в том же самом тропаре, он говорит о том, что это невозможно сделать без действия, без какого-то дела, то есть, невозможно одними благочестивыми и высокими размышлениями прийти к тому, чтобы начать иначе относиться к окружающему миру, не искать совершенства нигде, кроме как в Боге.

Преподобный Андрей утверждает, и Церковь ему верит, что только через дела возможно изменение разума человека, какие дела — понятно. Церковь накануне Великого поста установила читать фрагменты из 6-й главы Евангелия от Матфея. В этой главе Господь Иисус Христос говорит о том, что есть только три дела, способные изменить разум. Это милосердие, молитва и пост. Собственно, ради этого мы и вступили в поприще Великого поста, чтобы через эти три дела, через милосердие, через молитву, через пост изменить свой разум, увидеть, что совершенство возможно только в Боге. Чем в большей степени человек приближается к Богу, тем больше он сам становится совершенным и тем более совершенным становится мир вокруг него.

Надеюсь, что мы все услышали слова Христа, надеюсь, что мы все услышали слова преподобного Андрея, который, по сути дела, толкует евангельский призыв нашего Господа. Надеюсь, что мы услышали это всё и постараемся это исполнить.