Вечером 15 марта 2021 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, с наступившим вас Великим постом!

Вторая песнь великого покаянного канона строится на обыгрывании хорошо известных слов Ветхого Завета — «Внемли, небо, я буду возвещать: земля, услышь голос». Так говорил Моисей в книге Второзаконие — «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих» (Втор. 32, 1); так говорил пророк Исайя — «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» (Ис. 1, 2). Толкователи слов Моисея и Исайи полагают, что пророки обращались к небу и к земле по той причине, что люди были не готовы слышать эти слова, но тем не менее произнести их было необходимо, ведь именно таким было повеление Божие.

Преподобный Андрей Критский использует это обращение в совершенно ином контексте, он не возвещает то, что получено от Бога, он произносит свои собственные слова, но при этом обращается не к людям, он обращается к небу и земле. Такое обращение может быть понято двумя различными способами. Первый вполне очевиден: под небом и землей можно понимать Творца, ведь именно к нему обращено покаяние человека. Второй способ понимание слов преподобного Андрея не так очевиден: он вытекает из мысли о том, что каждый человек связан не только со всеми другими людьми, но и со всем миром, как видимым, так и невидимым. Если воспринимать человека таким образом, то получается, что любой грех — это не частное дело человека, это то, что отражается на всех и на всём, следовательно, и покаяние — не частное дело каждого из нас, это то, что имеет отношение ко всем, а потому автор великого покаянного канона призывает в свидетели своего покаяния небо и землю.

Конечно, здесь можно вспомнить «эффект бабочки», теорию, которая говорит о том, что незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия. Но эта теория имеет отношение лишь к ограниченному кругу хаотичных систем. А человечество — это не хаотичная система. Здесь правильнее вспомнить слова апостола Павла, который говорил, что все мы являемся членами Тела Христова, Его Церкви (ср. 1 Кор. 12, 27). Соответственно, грех одного касается всех других.

У нас бывают разные периоды, в том числе период злобы на самого себя, когда человек в греховном смысле готов себя покалечить и уничтожить — человек совершает грех и будь что будет! Это, конечно, глупость. Но когда человек понимает, что его грех ранит и всех других, то это уже не глупость, а преступление. В этом одна из важных сторон любого греха и одна из причин почему мы должны воздерживаться от их совершения — мы раним не только себя, но и всех других. И каяться приходиться, взывая и к небу, и к земле.

Дай нам Бог ощущать себя единым Телом Христовым с тем, чтобы воздерживаться от любого, даже самого маленького греха.