20 марта 2021 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры!

Поздравляю вас с первым воскресным днём Великого поста — Неделей Торжества Православия.

Когда мы сегодня слышим это выражение — «Торжество православия» — то многие из нас склонны невольно воспринимать его утверждение о победе одной христианской ветви над всеми другими, ведь мы знаем, что помимо православия существует неисчислимое множество других христианских конфессий — католицизм, различные ветви протестантизма, у нас есть люди, которые придерживаются старого обряда, все они находятся вне канонической православной Церкви. Но, конечно же, речь идёт о совершенно ином. Тогда, когда возникло празднование этого дня, не было ещё разделения на восточную и западную Церкви и, что значительно важнее, не было противостояния с отсутствием евхаристического общения между восточными и западными христианами. Но была ересь, которая терзала Церковь несколько столетий. Причем терзала в самом прямом смысле: уничтожались храмы и святыни, люди убивали друг друга. Но к середине IX-го века этому был положен предел — Церковь вновь обрела единство, споры закончились. Собственно, мотив единства Церкви — один из доминантных мотивов сегодняшнего богослужения.

За многие десятилетия споров относительно иконопочитания было сказано и написано очень много. Обе стороны приводили свои аргументы. Во всём этом можно запутаться, ведь без специальной подготовки оценить те или иные высказывания не получится. Убедиться в этом легко: в интернете есть тесты, в которых высказывания борцов с иконами перемежается с высказываниями защитников иконопочитания и надо определить какую позицию отстаивает тот или иной автор, имена которых в тесте не указаны. Рекомендую попробовать пройти такой тест, но не удивляйтесь, если в итоге выяснится, что вы в качестве православных высказываний выбирали в основном цитаты из тех авторов, которые были против иконопочитания. Повторю: такой результат связан с тем, что мы очень далеко отстоим от контекста тех споров.

Но нам надо знать вот что: само по себе иконопочитания связано с вопросом о Боговоплощении, которое, как сказал апостол Павел, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1, 22). Конечно, говорил он это применительно к Распятию, но распятие — следствие Боговоплощения. Споры относительно почитания икон возникли в эллинистическом мире, для которого воплощение Бога — безумие. Почему так? Потому что сознание человека формируется не только той эпохой, в которой он живёт, не только его непосредственным окружением, не только его родным языком и степенью образованности, все мы несём в себе и то, во что верили наши предки, несём их осмысление мира и от этого никуда не деться. Греческому миру было очень непросто принять мысль о воплощении Бога, таково было наследие его языческого прошлого с древними представлениями о богах и их свойствах. Как следствие, греческое сознание сопротивлялось и возможности изображения Бога, ведь изображая его, изображали человека Иисуса.

Для нас такой проблемы нет, ведь мы мыслим иначе. Но у нас есть иные сложности, которые также обусловлены нашим прошлым. Все мы в той или иной мере тяготеем к язычеству, верим в те или иные приметы, боимся того, чего бояться не должно, а ещё мы верим в веками сложившийся обряд, и если видим его, как нам кажется, нарушение, то незамедлительно начинаем протестовать. Сегодняшнее наше празднования должно научить нас одной очень важной вещи: только Церковь в её соборной полноте способна отделять истину от лжи, только она может быть непогрешимым руководителем для каждого из нас.

Дай Бог, нам это помнить и чувствовать свою ограниченность в вынесении тех или иных суждений.