5 января 2020 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых отец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе Переславля-Залесского.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с проповедью:

— Первые страницы Евангелия от Матфея способны ввести в ступор. Самая популярная реакция на этот отрывок со стороны неподготовленного читателя — «что это?! и зачем?!». Длинный перечень древних еврейских имен, которые абсолютно ничего не говорят нашему современнику. Это явно не то начало, которое способно увлечь и вызвать желание читать дальше. Чаще всего именно так и происходит: неподготовленный человек останавливается и закрывает книгу.

С одной стороны, начало Евангелия от Матфея можно пролистать не читая, его содержание никак не связано со способностью воспринимать дальнейшую информацию. С другой, погружение в содержательную часть родословия Христа Спасителя способно дать дополнительный рельеф всему евангельскому тексту и всему христианскому богословию.

Для примера можно взять изредка встречающиеся в родословии женские имена. Само по себе их нахождение в тексте среди обычной для того времени практики перечня предков исключительно по мужской линии — уже настораживает и заставляет задуматься. Всего мы здесь видим четыре женских имени, если не считать Божию Матерь, Она стоит особняком. Две из этих четырех женщин не были частью богоизбранного народа. А три из них были в какие-то периоды своей жизни далеки от исполнения базовых нравственных норм десяти заповедей. В целом же получается, что каждая из них была либо грешницей, либо язычницей, либо и той, и другой одновременно.

По мысли одного из толкователей этого евангельского отрывка, «вводя таких женщин в родословие Иисуса Христа, евангелист хотел этим показать, что Господь Иисус Христос Свое достоинство получает не от Своих предков, что Его посланничество основывается не на человеческих заслугах, а на благости и милосердии Божием, что обетования Божии не разрушены грехами людей, что Христос явился на земле не для спасения одного только избранного народа, но для спасения всего рода человеческого, для спасения всех, кто бы какого рода, звания, достоинства и пола ни был».

Если Христос получает достоинство не от Своих предков по плоти, то и всякий другой человек обретает достоинство не через родство, нацию или что-то подобное. Достоинство человека в его соотнесенности с Богом, потому что только Бог есть единственный Источник, как достоинства, так и всего благого.