В Неделю преподобной Марии Египетской епископ Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Большая Брембола

Максим Медведев
Фото

5 апреля 2020 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Большая Брембола Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно вас приветствую в эти непростые дни и поздравляю с пятой неделей Великого поста и днём памяти преподобной Марии Египетской, житие которой вы все прекрасно знаете и помните!

Сегодняшнее Евангельское чтение, которое читалось в честь преподобной, рассказывает нам о некоей женщине, которая пришла в дом Симона фарисея, когда там находился Христос Спаситель, умывала Ему ноги и отирала волосами своей головы. Очевидно, тот факт, что мы читали сегодня это Евангелие, означает, что Церковь уподобляет неизвестную женщину Марии Египетской. Она также пришла, покаялась и Бог её простил. Из-за количества грехов, которые ей Бог простил, она приобрела чрезвычайную любовь к Нему.

Мне бы хотелось сказать несколько слов о той ситуации, которая там возникла. Симон, у которого гостил Христос, был фарисеем. Мы используем слово «фарисей» как нарицательное. Но, если посмотреть на ситуацию той поры, мы увидим, что эти были лучшие люди Израиля. Они действительно чтили Закон, действительно жили благочестиво, действительно верили в вечную жизнь и ожидали Мессианского Царства. А какое-то количество фарисеев в конечном итоге стали учениками Христа и пошли за Ним. И тот факт, что Симон принимал у себя Христа с учениками, кормил их и поил, говорит о том, что он очень хорошо относился к Христу. Господь с ним беседует как с другом. Очевидно, что Симон видел во Христе кого-то великого — возможно, что Мессию, Мошиаха. Но происходит странное — приходит женщина, грешница, касается Христа и Симон задаётся вопросом: «Почему Он позволяет этой женщине прикасаться к Себе, ведь по Закону прикосновение и даже общение с каким-либо грешником оскверняет праведника? — а тут Великий Пророк, и Он позволяет Себе это делать». До этого Симону было всё понятно, а здесь он не понимает.

Симон был хозяином дома, и очень заботился отом, чтобы всё было хорошо. Святитель Феофан Затворник делает замечательное предположение, которое мне кажется очень проницательным, говоря, что Симон «заботился об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих». Через это попечение о земном, он перестаёт чувствовать духовное. Это очень глубокая мысль.

Отец Сергий сейчас, наверное, ничего духовного не чувствует, он принимает архиерея — ему вообще не до этого, — не до того, что я говорю, не до всех этих мыслей. Он думает, как дальше архиерея занять и как его правильно выпроводить. И я ему в этом сопереживаю. Недаром на Литургии мы призываем отложить всяческое житейское попечение с тем, чтобы совершить Бескровную Жертву, чтобы нас ничего не отвлекало от духовного. Потому что если есть что-то внешнее, если что-то занимает наш ум, то мы становимся нечувствительными к духовному. Это важно понимать. Даже находясь в одном помещении с Самим Христом Спасителем, хороший и праведный человек Симон перестал понимать духовные вещи, перестал понимать то, что грешники нуждаются в милосердии Бога в большей степени, чем праведники. Он знал об этом. Для него информация, которую сказал Христос, не была новой. Об этом говорит весь Ветхий Завет. Там неоднократно происходят такие же истории, когда Бог милует грешника, а праведник не то, что остаётся без внимания Бога, он и так праведник, он и так «купается» в милосердии Божием. А грешнику это милосердие особенно необходимо. Симон же это перестаёт понимать.

Мне бы хотелось в эти непростые времена пожелать, чтобы мы старались ограничивать свой ум от внешней информации, чтобы были способны видеть и чувствовать духовные вещи. Если мы не будем этого делать, то уподобимся Симону и многим другим людям, которые вроде как находятся в эпицентре духовной жизни, например, совершают литургию, но их ум занят чем-то другим, чем-то рассеян, думает о том, что будет дальше, как сделать то или иное дело. Когда я был диаконом, мне рассказывал один священник: «Идёт литургия, ничего меня не отвлекает. Херувимская песнь, я воздеваю руки и вижу на своде апсиды трещину… А дальше думаю — где взять денег? И всё, я не молюсь, я не смог больше сконцентрироваться, я думал об этой трещине».

Я хочу пожелать, чтобы мы не замечали никакие «трещины», и тогда наша молитва будет до Бога доходчива, а Бог нам будет отвечать самым прямым и непосредственным образом. Спаси вас всех Христос, ещё раз с воскресным днём!

Похожие публикации